Navigation bar
  Print document Start Previous page
 23 of 92 
Next page End  

небольшую цитату из работы апологета анархизма П.А.Кропоткина "Справедливость и
нравственность" [Этика: избранные труды.- М.: Политиздат, 1991.]:
 
     "... алеут говорит "стыдно не делать то-то и то-то". Стыдно,
например, не быть достаточно сильным и ослабеть во время экспедиции,
когда все члены ее более или менее голодают. Стыдно бояться выходить в
море при сильном ветре или опрокинуться в лодке в гавани; другими
словами, стыдно быть трусом, а также не быть ловкими не уметь
бороться с бурей... Что алеуты хотят сказать словами: "стыдно не быть
сильным, ловким, щедрым, как другие", совершенно ясно. Они хотят
сказать: "стыдно быть слабым, то есть не быть умственно и физически
равным большинству других". Другими словами, они осуждают тех, кто не
отвечает принципу желательного равенства или, по крайней мере,
желательной равноценности всех мужчин этого племени".
 
     В наше время
57[57][57]
власть имущим, да и не только им, должно было бы быть стыдно
"быть глупым, пьяным, и жуликоватым". Сейчас на щит поднимают религию, которая
считается опорой нравственности и духовности. В связи с этим опять позволю себе
процитировать П.Кропоткина [5]:
     "Христианские учителя говорят нам: "Не делай другому того, чего ты не хочешь, чтобы
делали тебе"
58[58][58]
. И прибавляют: "Иначе ты будешь в аду". (Что действительно
характерно для религии, так это запугивание паствы - авт.В.Г.). Нравственность же,
которая выясняется из знакомства со всем животным миром, не ниже, а скорее выше
предыдущей. Она просто говорит:
     "Поступай с другим так, как бы ты хотел, чтобы в тех же условиях другие
поступали с тобой"
59[59][59]
.
     Кстати, и второй подход есть в Библии, что Кропоткин почему-то не отметил
(Евангелие от Матфея, гл.7, ст.12): "Итак, во всем как хотите, чтобы с вами
поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки". Но так
как все, что есть в Библии, является перепевом ранее обнаруженных человечеством
ценностей (церковь их лишь сохранила и извратила), нас это не должно сильно волновать. 
      Непредвзятый анализ показывает, что и этот "второй подход" недостаточен для
"руководства к действию". Более того, он попадает под действие другой народной
"мудрости", гласящей, что 
 
"Дорога в Ад вымощена благими намерениями ".
 
Роль интеллектуальной элиты в современном мире
 
      Роль ЭЛИТЫ
60[60][60]
в обществе. Роль элиты в обществе подобна роли того слепца,
который ведет за собой остальных слепцов, и факт их совместного выживания
зависит от судьбы (стечения обстоятельств, везения), таланта ведущего (в том
числе и способности понимать, что он "слепец"), взаимоотношения в обществе
(качества "подэлитных слоев") и ряда других факторов. Понятие "интеллектуальная
                             
                 
57[57][57]
- "наше время" - время когда человечество деяниями власть имущих поставлено на грань мировой катастрофы.
58[58][58]
- данный подход представляется более предпочтительным.
59[59][59]
-учитывая, что религиозный подход к ориентированию человека в мире базирующийся на вере, а не на достоверном знании
также воспитывает весьма специфические интеллектуальные и человеческие качества, в первую очередь: некритичность, духовное
иждивенчество (душевную лень), лживость и лицемерие, глупость и бессовестность. Мы же можем развить эту мысль и сказать:"
Хотеть недостаточно - необходимо еще и знать чего хотеть ".
60[60][60]
- элита - часть общества, обладающая набором качеств или отдельными гипертрофированными качествами, обеспечивающая
наилучшее выживание общественной системы и динамику ее развития. В современных условиях элитой общества реально является
тот тонкий
слой чиновников
, который называется
номенклатурой
. Причем и у нас, и за рубежом механизмы его образования
представляются идентичными или весьма близкими.
Hosted by uCoz