Navigation bar
  Print document Start Previous page
 26 of 92 
Next page End  

шишки. Все это развивало голову и мозги и в виде полученных эмпирическим путем
знаний накапливалось в обществе. По мере старения (к сожалению, этот термин
приемлем) цивилизации в результате общественного разделения труда новые поколения
получали все большую часть знаний в готовой форме (от вождей, шаманов). В конце
концов, мы пришли к современному состоянию, когда практически все можно выучить в
школе. Теперь человек - так называемый HOMO SAPIENS
- в своей деятельности
руководствуется, в основном, не разумом, а памятью (присмотритесь к себе
внимательнее). При этом он обычно заранее "знает" как необходимо поступить в том
или ином случае. Знания (ответ) известны из прошлого опыта решения подобных задач:
инструкций, учебников, устных преданий (советов, лекций, просто "мама так учила" и
т.п.), - а также собственных представлений (ошибки решения, результаты многолетних
раздумий). Процесс вспоминания относительно быстр, требует незначительных затрат
умственной энергии и позволяет вести комфортное существование. Обладание
"мощной" памятью дает человеку огромное
преимущество перед другими
представителями животного мира,
память которых намного слабее. Появление же
внешней памяти (письменности и книг) позволило суммировать опыт разных
поколений, народов и интеллектов. В то же время наличие большого количества
готовых решений (ответов, ярлыков и т.п.), позволяет HOMO SAPIENSу практически не
пользоваться второй существенной составляющей своего интеллекта
-
разумом
(иногда говорят рассудком). Это обуславливается также и тем, что процесс решения
задачи "по месту" с помощью разума чрезвычайно медленен, непродуктивен, требует
огромных затрат "умственной энергии" и очень редко (!) позволяет получить сразу
правильный ответ. Обычно задача решается так называемым методом
последовательных приближений
("методом проб и ошибок"). Известно, что основная
масса людей не любит читать книги заставляющие шевелить мозгами (думать) или
требующие знаний, редко используемых в их жизнедеятельности. И даже те, кто любит,
с трудом читают книги вводящие все новые и новые понятия и связи. Определенное
исключение из этого правила представляют маленькие дети, у которых очень силен
познавательный рефлекс (инстинкт) и которые по мере накопления жизненного опыта все
чаще обращаются к памяти и все меньше думают - становятся ленивыми. Трагедией же
подросткового возраста является то обстоятельство, что жизненного опыта у человека
еще мало, а желание думать уже исчезло
65[65][65]
, и человек пребывает в состоянии,
когда он думает, что "он думает", и думает, что "он знает", в то время когда ни
первое, ни второе не соответствует действительности.
     Рост среднего образовательного уровня приводит к эффекту "всезнайства" и
позволяет людям, которые полагают, что они что-то поняли, с апломбом и напором
проводить свою политику
66[66][66]
, при этом у них вполне хватает силы и квалификации
разрушать, что было затруднительно при более низких образовательном уровне и
производительности труда.
     В настоящее время человечество в массе имеет "человека-память" с остатками некогда
мощного разума. Человека, интеллект которого возможно и не уменьшился, но изменился
качественно. В то же время анализ состояния общества (жизненных сценариев людей)
показывает, что тот интеллектуальный потенциал, которым обладает каждый индивид,
как представитель вида, практически ему не нужен, что находится в противоречии с
развитием технологий и так называемой "демократии". Во всех странах Мира они
(технологии и демократия)
объективно требуют достаточно высокого уровня
интеллекта населения. Правда по сути этот уровень необходим, на настоящем этапе
развития человечества, только для решения одной единственной задачи - участия в
выборах. Технологические задачи решают узкие специалисты. В перспективе, правда,
возможно появится и общественная экспертиза проектов, что потребует "увеличенного
                             
                 
65[65][65]
- тезис, конечно, спорен, но наблюдения показывают - работает.
66[66][66]
- вопрос достаточно подробно рассмотрен в работеХосе Ортего-и-Гассета "Восстание масс".
Hosted by uCoz