человека. Критерий истины - практика (?!) - дает человеку ответ на основные,
характерные для них вопросы: "что?", "как?", "почему?" ,"когда?". Для школьника,
как правило, естественными являются практически все предметы, которые он изучает. А
вот в Вузе предлагаемая классификация уже начинает действовать.
2. Инженерные или, как принято говорить, технические науки, науки, имеющие дело
как с природными объектами, так и с результатами деятельности человека и, что
очень важно, других людей; с объектами, которых в природе в естественном виде не
существует, и которые появляются в результате его (инженера) деятельности. Объекты
инженерных наук сложнее в изучении, чем объекты естественных, но и в этих науках
есть простой, на первый взгляд, критерий "истинности знания" - практика, в
соответствии с которой "устройство", либо технологический процесс "должно работать":
если устройство не работает, то человеку ясно, что "инженер НЕ ПРАВ". Та же практика
показывает, что этот критерий обуславливает известный всем пресловутый технократизм
представителей прикладных наук, дезориентирует общественное мироощущение и ведет
общество в тупик
развития, обусловленный тем, что реально здесь, кроме вопроса:
можно ли (сделать)? , существует еще один очень важный вопрос: нужно ли? или
зачем? , на который в рамках инженерных наук не дается вразумительного ответа. Для
инженерных наук принципиально важным является то, что в своей деятельности человек
всегда использует, если только обратное целенаправленно не поставлено в явном виде,
известные, проверенные на практике решения (глубина проверки и степень
неопределенности несколько иной вопрос). Использует - "то, что существует".
3. Гуманитарные науки
- науки, имеющие дело преимущественно с человеком,
сообществами людей, их делами и качествами. Гуманитарные науки наиболее сложны с
точки зрения методологии (многие принципиальные вещи не могут быть проверены на
практике и, кроме того, не поддаются проверке вообще, являясь предметом как около
научных, так и политических спекуляций; многие вещи "существуют" только в
воображении представителей этих наук). Кроме того, в них также, как и в инженерных
науках, многое не следует, да и невозможно, претворить в жизнь (правда,
претворяют). Эти науки, в ряде случаев, переходят в категорию "искусство", и, перейдя
туда, служат уже не поиску истины, а конкретным целям, политике, людям и мифам.
Характерными вопросами становятся: кто виноват? и что делать?, а также масса других:
веришь?, кто это сказал? и т.п. Основные и актуальные вопросы: зачем?, можно ли?,
нужно ли?, так ли это?, как правило, теряются в массе других. Здесь практика является
уже не критерием истинности, а областью чьих-то интересов и областью деятельности,
которую зачастую подгоняют под те или иные УМОЗРИТЕЛЬНЫЕ теории. Наглядные
примеры - экономика, "научный коммунизм".
С гуманитарными науками тесно смыкаются религия, литература, кино,
информационные потоки средств массовой информации и т.п., которые формируют
периферию и даже базу мировоззрения человека и человечества или же определяют
отсутствие таковой. Сами гуманитарные науки обязаны играть и, с тем или иным
успехом, играют функцию "опережающей обратной связи" в технологической цепи
преобразования мира человеком, то есть позволяют моделировать будущее, что делает их
роль чрезвычайно важной и ответственной. При этом становится принципиально важным
вопрос адекватности моделей. Здесь необходимо сделать некоторые "лирические
отступления". Во-первых, говоря о науках, необходимо помнить, что в "чистом виде"
предложенная классификация наук невозможна и в каждой из них можно найти как
гуманитарные, так инженерные и технические компоненты; аналогично обстоит дело и
с качествами человека. Во-вторых, говоря о мировоззрении человека и человечества,
необходимо понимать разницу между явлениями обозначаемыми термином "сознание"
применительно к человеку и обществу. Первое - физически (физиологически)
действующий фактор, обеспечивающий ориентирование организма в окружающем его
мире, принадлежит единому субъекту и также едино само по себе, то есть является
|