самосознанием. Второе всего лишь характеристика, отражающая преобладающую
вероятность той или иной реакции людей (групп людей) на действующий фактор, то
есть это всего лишь некоторый антропоморфный аналог человеческих качеств.
В общем случае процессы формирования общественного и индивидуального сознания
имеют как общие, так и принципиально отличающиеся черты, поэтому применение
единых оценок и выводов, подобных сделанным выше, необходимо производить с
определенной осторожностью. В то же время следует учитывать, что в гуманитарных
науках имеет место очень сильный антропоморфизм
70[70][70]
, являющийся их
естественным методологическим принципом, который с точки зрения методологии
изучения гуманитарных и, особенно, информационных процессов, вполне допустим и
даже необходим, так как позволяет "привязать" материал к "естественной
информационной системе координат" - человеку. Этот же антропоморфизм, при
некритическом использовании познающим индивидуумом образовавшихся в результате
изучения материала мыслительных форм, ведет к мифологизации сознания и ошибкам
мышления. В-третьих, необходимо помнить, и это для нас ЖИЗНЕННО ВАЖНО, что в
обществе непрерывно идет смена поколений и на место людей, уже что-то понявших,
приходят люди, ничего не понимающие.
О задачах цикла курсов "Проблемы цивилизации"
В настоящей работе использован следующий подход к выделению тематик курсов
(привлечен не совсем строго принцип дихотомии):
в центре внимания находится сам человек, обладающий физическим телом,
интеллектом, присущим ему кругом интересов и живущий среди других людей в
обществе и Биосфере (важные единичные понятия в данной работе подобно немцам
будем писать с большой буквы) на планете Земля;
при этом мы имеем биологическое существо и среду его обитания, причем
последнюю можно разделить на естественную (гео-биосфера), искусственную и
общественную;
в искусственной среде обитания можно выделить физическую (неживую -
техносферу, например) и экологическую (живую);
общественную среду обитания также можно разделить на естественную и
искусственную, которая, честно говоря, искусственной не является, но подвержена
настолько сильному антропогенному воздействию, что ее все же можно так
классифицировать;
на человека действуют различные факторы, определяемые обычно как вредные
для него, так и как полезные, а те, в свою очередь, могут быть активными или
пассивным.
Таким образом, ядром цикла дисциплин являются науки о человеке, науки о среде его
обитания, науки об обществе в их взаимосвязи;
о человеке (биология, медицина, психология, социология, философия);
о среде его обитания (география, геология, экология в общем и частностях,
социология, обществоведение, история, культуроведение, этика и т.п., экономика,
философия и науки о технологии);
об обществе (обществоведение, история, философия, социология, педагогика,
экономика, демография и перечисленные выше).
* * *
70[70][70]
- представление будто животные, растения и явления неживой природы (стихии) обладают человеческими свойствами -
мыслями, чувствами, волей, сознанием.
|