"Нельзя объять необъятное" -
предупреждал Козьма Прутков. Поэтому конкретные
задачи цикла (преимущественно для Вуза):
воспитать у слушателя способность критически относиться к
информационным потокам (инициировать "институт оппонента") и, опираясь на
них, формировать собственные информационные блоки, адекватно (правильно)
отражающие действительность; с этой целью автор вынужден подвергнуть проверке на
разумность и некоторые очевидные (общепринятые) "истины";
дать определенный минимум знаний, необходимых для жизни в новых для
вчерашнего школьника условиях: задача, сопутствующая основной;
выработать навыки самостоятельной работы с литературой и другими
источниками информации.
Для школы конкретные задачи цикла:
дать современному человеку необходимые для его нормальной жизни знания и
привить навыки интеллектуальной деятельности;
оказать помощь в формировании мировоззрения, адекватно отражающего мир
(последнее является очень спорной и неблагодарной задачей).
* * *
Анализ состояния вопроса показывает, что в настоящее время области практических
интересов человека и человечества рассматриваются большим количеством дисциплин,
которые будучи достаточно слабо связанными друг с другом, определяют в конечном
итоге фрагментарность восприятия действительности. Одной из причин
фрагментарности, является и то, что обучение вообще и преподавание отдельных
дисциплин в частности производится (даже в средней школе) по принципу подготовки
специалистов, но не развития личности, что, кстати, придает гуманитарным и
непрофилирующим дисциплинам в глазах будущих специалистов некоторую ущербность
как "дисциплин непрофилирующих" (в школе издержки подобного подхода во многом
скрадываются обычной детской любознательностью). Последнее обстоятельство пока
еще не очень мешает практическому применению этих наук профессионалами, хотя и
ведет к накоплению ошибок в обществе (ошибок регулирования), обусловленных как
недостаточным взаимопониманием людей, так и тем, что в реальной действительности
человек, имеющий базовое инженерное или техническое образование, может стать
руководителем любого масштаба, журналистом или писателем, т.е. работником
гуманитарной сферы деятельности человечества. Другой причиной фрагментарности
мировоззрения является душевная лень (пьянство, отсутствие цели в жизни,
некритичность самооценок и т.п.) и привычка ощущать себя маленьким человеком
(отсутствие гражданской позиции), либо гением. Обычно недостаток базового
образования восполняется самообразованием, особенностями которого являются:
фрагментарность знаний, обусловленная отсутствием программ;
отсутствие оппонента в виде преподавателя и сокурсников, изучающих предмет
синхронно с субъектом, и совершающего у него на глазах все возможные и
невозможные ошибки;
отсутствие общения со специалистами высокого уровня.
Тем не менее, самообразование является мощным инструментом совершенствования
личности
71[71][71]
и позволяет достаточно быстро приобретать энциклопедические знания.
Недостаток душевных качеств восполняется самовоспитанием. Но и в этом
человеку (особенно молодому) необходимо помогать. А для того, чтобы что-то начать
делать, надо это что-то сначала "увидеть" (понять). Существует народная мудрость,
которая гласит, что "смотреть" и "видеть", как говорят в Одессе, "две большие
71[71][71]
- общей рекомендацией для желающих заниматься развитием собственной личности является
чтение статей в периодической
печати по перечисленным и близким к ним вопросам.
|