Исследуя препятствия к размножению населения, разделенные мной на две общие группы под
именем предупредительных и разрушительных, нетрудно заметить, что они могут быть сведены к
следующим трем видам:
нравственному обузданию, пороку и страданиям.
Стр. 22.
1) Количество народонаселения неизбежно ограничивается средствами существования.
2) Народонаселение неизменно возрастает всюду, где возрастают средства существования, если только оно
не будет остановлено явными и могущественными препятствиями.
3) Эти особые препятствия, точно так же как и все те, которые, останавливая силу размножения, возвращают
население к уровню средств существования, могут быть сведены к следующим трем видам: нравственному
обузданию, пороку и несчастью.
Стр. 32. В Европе, вероятно, не найдется, за исключением России, ни одной страны, население которой не
обращалось бы к выселениям как средству для улучшения своего материального положения; если принять
во внимание, что эти страны прибегали к названному средству вследствие того, что испытывали излишек
населения, необходимо допустить, что они не могут оказать друг другу помощь посредством взаимных
выселений из одной в другую излишка своих жителей и что этот излишек направляется в другие части
земного шара.
... Если существует мнение, что выселение может служить средством против бедствий, порождаемых
чрезмерным населением, то это объясняется тем, что отвращение людей к выселению из родной страны в
соединении с затруднениями, представляемыми разработкой новых земель, никогда не позволяли
применить эту меру в широких размерах. Если бы это средство могло оправдать возложенные на него
надежды - оно давно уже было бы истощено: прибегая к нему при всяком возобновлении бедствий,
порожденных излишком населения, мы в настоящее время заметили бы, что этот источник наших надежд
уже иссяк безвозвратно.
Таким образом, необходимо признать несомненным, что выселения безусловно недостаточны для
устранения бедствий, порождаемых чрезмерным размножением населения. Но если смотреть на него как на
временную и частную меру, предпринятую для распространения культуры, то выселение оказывается
пригодным и полезным. ...Любовь к родине и привязанность к семейному очагу так могущественно и
крепка, что люди никогда не решаться на выселения, если только политические неудовольствия или
безысходная бедность не принудят их к этому крайнему средству, а в таком случае для самого отечества их
удаление только полезно.
Стр. 35. Никто так горячо, как я, не желает повышения действительной платы за труд, т.е. той платы,
которая выражается в количестве продуктов потребления. Но попытка достигнуть этого принудительным
повышением нарицательной цены труда (т.е. повышением денежной заработной платы, которая может
сопровождаться соответственным или даже большим повышением цены потребления), как это советовалось
многими во время последнего неурожая, представляется мерой бессильной и неблагоразумной. Заработная
плата, стоящая на своем естественном уровне, представляет общественный барометр, имеющий огромное
значение: она выражает собой отношение между средствами существования и требованиями на них, между
количеством продуктов потребления и числом потребителей.
Стр. 40. Все рассмотренные нами препятствия, как мы видели, сводятся к следующим трем видам:
нравственному обузданию, пороку и несчастью. Если наша точка зрения справедлива, то в выборе между
ними не может быть сомнения.
Если возрастание народонаселения неизбежно должно быть сдержано каким-либо препятствием, то пусть
лучше таковым окажется благоразумная предусмотрительность относительно затруднений, порождаемых
содержанием семьи, чем действием нищеты и страданий... Мнения, противоположные этой мысли, возникли
в период варварства, и если они поддерживались и распространялись в последующие эпохи, то это потому,
что нашлись люди, заинтересованные в их защите.
Стр. 57. Чтобы иметь право обвинять народ, нужно прежде всего просветить его...
|