Доктор Палей в "Нравственной Философии" говорит, что в стране, в которой проявился недостаток в
средствах существования, правительству надлежит с удвоенной бдительностью следить за общественной
нравственностью, ибо в этом случае лишь природный инстинкт, подчиняясь воздержанию,
предписываемому целомудрием, может побудить людей к усиленному труду и тем жертвам, какие
вызываются заботами о содержании семьи. Неоспоримо, что государство должно всегда делать все
зависящее от него для обуздания порока и поощрения добродетели, не отклоняясь от этой заботы никакими
временными или случайными обстоятельствами.
На первый взгляд, казалось бы, что для поднятия средств существования до уровня, определяемого числом
потребителей, нам необходимо обратить особое внимание на способы увеличения количества продуктов
потребления; но мы вскоре бы заметили, что такое увеличение вызвало бы лишь новое возрастание числа
потребителей и что, таким образом, предпринятые нами меры нисколько не приблизили бы нас к цели...Тем
не менее из этого не следует, что мы должны уменьшить наши заботы об увеличении средств потребления; к
этой заботе необходимо лишь присоединить постоянные усилия к тому, чтобы сдерживать население
несколько ниже уровня, предоставляемого количеством продуктов потребления. При помощи такого
сочетания мы могли бы достигнуть двух предположенных целей: значительного населения и такого
состояния общества, из которого жестокая нищета и рабская зависимость были бы изгнаны в той мере, какая
может быть допущена естественным порядком вещей, т.е. двух целей, не заключающих в себе никакого
противоречия.
Стр. 63. Ничто не могло бы в такой степени ослабить вредные последствия проповедуемых Пейном
"человеческих прав", как всеобщее распространение знакомства с действительными правами человека. Я не
считаю себя призванным перечислять их, но среди этих прав есть одно, которое обыкновенно присваивают
человеку, но которое по моему глубокому убеждению, не принадлежит и никогда впоследствии не будет
ему принадлежать. я разумею воображаемое право человека на пропитание в том случае, когда его
собственный труд не доставляет ему для этого средств. Английское законодательство, действительно,
как будто признает это право и принуждает общество доставлять занятия и пропитание тем людям, которые
не могут приобрести их собственным трудом при обыкновенных условиях купли-продажи; но таким
признанием законодательство восстает против естественных законов. Необходимо ожидать поэтому, что
предписываемые им меры не только не увенчаются успехом, но даже усилят бедствия неимущих, вместо
того, чтобы ослабить их, и таким образом послужат лишь к обольщению неимущих несбыточными
надеждами.
Аббат Рейналь говорит по этому поводу следующее: "До возникновения каких бы то ни было общественных
законов человек имел право на существование". Он имел такое же точно основание сказать, что до
возникновения общественных законов человек имел право жить до ста лет. Не подлежит никакому
сомнению, что человек всегда пользовался и пользуется в настоящее время этим правом; он имеет право
жить даже тысячу лет, если может 0и если пользование этим правом не причинит вреда ближним; но в
обоих случаях вопрос заключается не столько в праве, сколько в возможности . Общественные законы
усиливают эту возможность; они доставляют возможность для существования большему числу лиц, чем то
которое могло бы существовать без них. В этом смысле законы значительно расширяют право на
существование. Но ни до установления общественных законов, ни после этого установления не могло
пользоваться жизнью безграничное число людей; человек, не имевший возможности жить, всегда был
лишен права на жизнь.
Стр. 67. До сих пор мы предполагали, что образ действий правительства не оказывал никакого влияния на
возникновение народных бедствий. Весьма вероятно, что такое предположение не всегда оправдывается.
Правительство, несомненно, может причинить значительные бедствия при посредстве войны или тяжелых
налогов, и нужна известная проницательность для того, чтобы отличить вытекающее отсюда зло от
бедствий, происходящих вследствие указанных ранее причин.
Стр. 68. Нет ничего удивительного в том, что рабочие классы не сознают ясно важнейшую причину их
бедствий, а также того, что против этих бедствий нет никаких средств. Еще менее можно удивляться тому,
что они благосклоннее выслушивают тех, кто с уверенностью обещает им немедленное облегчение, нежели
людей, предлагающих им в утешение лишь неприятные истины. Но нельзя не согласиться, что ораторы и
народные писатели через меру воспользовались кризисом, передавшим в их руки власть. Отчасти по
неведению, отчасти преднамеренно, все, что могло уяснить рабочим их действительное положение, все, что
могло побудить их к терпеливому перенесению неизбежных бедствий, - все это от них тщательно
скрывалось или высокомерно порицалось; наоборот, все, что обольщало их, усиливало и возбуждало их
неудовольствие, что порождало в них безумные надежды на облегчение при помощи одних только реформ, -
все это тщательно выставлялось на вид. Если бы, при подобных обстоятельствах, предлагавшиеся
преобразования были приведены в исполнение, то народ был бы жестоко обманут в своих надеждах. При
|