системе всеобщего голосования и ежегодных парламентских выборах народ под влиянием обманутых
ожиданий попытался бы, вероятно, сделать различные опыты преобразования правительственной системы,
пока, наконец, перешедши все фазисы революции, он не был бы сдержан военным деспотизмом. Наиболее
горячие друзья истинной свободы справедливо могли опасаться таких последствий, защищать которые не
позволяло им чувство долга.
Стр. 71. Необходимо открыто отказаться от признания за бедными воображаемого права
содержаться на общественный счет.
Для достижения этой цели я предложил бы издать закон, по которому приходские попечительства
отказывают в пособиях детям, рожденным от браков, заключенных через год после обнародования закона, и
всем незаконнорожденным, появившимся на свет через два года после его обнародования. Для того чтобы
закон стал известен всем и глубоко запечатлелся в сознании народа, я предложил бы вменить в обязанность
священникам непосредственно вслед за оглашением предстоящего брака произносить краткое внушение, в
котором настойчиво указывалась бы несложная обязанность каждого человека заботиться о существовании
своих детей и напоминалось бы о безрассудстве и безнравственности тех, которые вступают в брак, не имея
надежды выполнить эту священную обязанность, о бедствиях, которым подвергались неимущие каждый
раз, когда стремились к бесплодной попытке заменить попечения, возложенные природой на родителей,
заботами общественных учреждений, и, наконец, о настойчивой необходимости отказаться от этих попыток,
приведших к последствиям, совершенно обратных тем, которые от них ожидались.
Предложенная мной и выполненная указанным образом мера ясно и открыто ознакомила бы народ с его
естественными обязанностями. Никого не оскорбляя, она поставила бы нарождающееся поколение в
меньшую зависимость от правительства и богатых людей, а физические и нравственные последствия такой,
независимости, несомненно, имели бы большее значение.
Стр. 74. Воображать, что путем вынуждения и преследования можно спасти честь женщины и вернуть на
путь добродетели человека, - это значить иметь неправильное представление о нравственном долге и чести.
Человек, обольстивший женщину невыполненным обещанием жениться на ней, совершает гнусный обман и
заслуживает строгого осуждения, но я не думаю, что его следовало вынуждать ко второму обману,
последствием которого будет крайне печальная участь женщины, связанной с ним неразрывными узами, и
обременение общества новым нищенским семейством....
Ответственность покинутых матери и детей, неповинных в дурном поведении главы семейства, может
оказаться слишком жестокой. Но что делать - это также закон природы, над правом противодействия
которому нужно задуматься....
Для того, чтобы на детей не оказало общественного или нравственного влияния поведение родителей,
необходимо чудо.
Стр. 75. Если бы был принят предложенный мной проект, то через несколько лет налог в пользу бедных
стал бы быстро уменьшаться и вскоре оказался бы совершенно излишним...
Тем не менее одного упразднения законов о бедных еще недостаточно для улучшения их участи. Если бы
мы придавали этой мере исключительное значение, нам могли бы указать на положение бедных в тех
странах, где не существуют подобные законы.
Стр. 108. Те же воззрения убедят высшие и средние классы в том, что можно принести много добра путем
распространения здравых понятий, прочного образования и привычек к порядочности, путем случайных
разборчивых вспомоществований, словом, путем тех благотворительных мер, которые благоприятствуют
усилению предупредительных препятствий; но без этого последнего условия всякая надежда принести
пользу окажется напрасной и все усилия к тому будут бесплодны. В старых и густонаселенных государствах
физически невозможно оказать бедным такое вспомоществование, чтобы они могли вступать в брак, когда
им вздумается, и содержать безбедно громадные семьи. Знакомство с этими истинами удержит богатых
людей от разрушения благих результатов собственных усилий и от направления своей деятельности к
безусловно недоступной цели; этим путем оно привлечет все их внимание к предметам, наиболее
достойным их милосердия, и даст им возможность принести наибольшую пользу.
Стр. 109. Мы имеем основания полагать, что всегда будут существовать крупные собственники и рабочие;
но положение каждого из этих классов и их взаимные отношения могут быть изменены таким образом,
чтобы увеличить гармонию и красоту целого. Без сомнения, было бы печально, если бы в то время как
|