Л.Л.Прозоров (Москва). Основные предпосылки становления экологии как самостоятельной науки.
Впервые понятие-термин "Экология" (местообитание) был введен Э.Геккелем в 1866 г. для обозначения
учения о взаимоотношении организмов друг с другом и окружающей средой. ...а в дальнейшем стало
рассматриваться прежде всего как взаимоотношение природы и общества, т.е. приобрело социальное
звучание.
Ю.А.Жданов (Москва). Тенденции и условия формирования общей теории познания системы
"общество-природа".
... "сборка" целого из частей возможна только тогда, когда части изготовлены на основании дедуктивной
аналитической процедуры от целого к части, от общего к частному; тогда части адекватны целому, и
принцип адекватности сегодня является одним из основных научных критериев. Однако когда речь идет о
познании мира человека, о развитии культуры общества, о системных процессах взаимодействия Общества
и Природы или человечества и натуры через посредство культуры, то в качестве объекта исследования
кладутся общество в целом, природа в целом, глобальном, космическом ее понимании, культура в целом, и,
наконец, вся система взаимодействия общества и природы; но тогда теория и методология познания таких
объектов должна опираться на самые широкие и общие представления, отсутствующие сегодня в
естественнонаучных предметах.
Поэтому "пространство", свободное от дисциплинарных узкопредметных представлений может быть
использовано для построения принципиально нового объекта познания - экосферы как сферы разумной
народохозяйственной деятельности и адекватных этому объекту методов познания, сформулированных в
теории и методологии этого познания.
Х.М.Казанов (Нальчик). Целевые ценности науки и экологии.
Выявление изначальных причин, приведших человечество на грань катастрофы, является первым и
необходимым условием научной разработки программы выживания и дальнейшего бескризисного развития
мирового сообщества...
Углубленный анализ и сопоставление учений Востока и Греции заставляет предположить, что те идеи,
которые были заимствованы греками, были лишь разрозненными частями обширных систем знаний,
оставшихся за пределами внимания античных мудрецов. Более того, напрашивается вывод о том, что те
представители древнегреческой философии, которые по праву считаются основоположниками европейской
науки, не усвоили двух важнейших взаимосвязанных компонентов, общих для всех восточных школ:
установки на совершенствование человека через знание и требование осторожного ответственного
отношения к знаниям которые с равным успехом могут служить и добру и злу и которые, поэтому, могут
быть переданы лишь нравственному человеку. На Востоке существовала жестко разработанная система
ступенчатого - по мере нравственного совершенствования ученика - приобщения к знаниям, что исключало
вооружение знаниями человека тщеславного, склонного к властолюбию, богатству, славе.
...Сами же первые мудрецы античности характеризуются их современниками как люди тщеславные,
властолюбивые, корыстные, завистливые и высокомерные, главной чертой которых была жажда
известности, абсолютно чуждая восточным философам.
... Превращение знания в товар и своекорыстие как цель приобретения знания приводят к тому, что
милитаризация и технизация становятся магистральным направлением развития науки, что приводит к
падению престижа философии и гуманитарных наук, т.е. тех наук, которые как раз всегда были заняты
обоснованием самоценности человека и его единства с природой.... Иметь становится важнее, чем быть.
* * *
А.Якимович. Похвала неразумению / Иррационализм и абсурд в художественной культуре ХХ века.
"Знание -сила", январь, 1994.
Положим не прав мистик Франк и нехорошо шутит циник Хаксли. (Впрочем, опровергать и уличать великих
мертвецов - занятие глупое и недостойное.) Положим, мы знаем аргументы против и не боимся этих
кошмарных парадоксов. Положим. Да дело-то не в этом. Дело в том, что сами эти парадоксы легли в основу
мысли и искусства ХХ века. Истина не отличается от неистины, добро и зло - не противоположности.
|