действия человека, равно как и совершающиеся внутри его невидимые движения, порожденные его волей
или мыслью, являются тоже естественным результатом, неизбежными следствиями его собственного
механизма и получаемых им от окружающих его существ импульсов. Все, что придумала в ходе истории
человеческая мысль, чтобы изменить или улучшить существование человека и чтобы сделать его более
счастливым, было всегда лишь неизбежным результатом собственной сущности человека и воздействующих
на него живых существ. Все наши учреждения, наши размышления, наши познания имеют своей целью
только доставить нам счастье, непрерывно стремиться к которому нас заставляет наша собственная природа.
Все, что мы делаем или мыслим, все, чем мы являемся или будем, оказывается всегда лишь следствием того,
чем нас сделала всеобъемлющая природа: все наши идеи, наши желания, наши действия представляют
собой необходимый результат сущности и качеств, вложенных в нас природой, и обстоятельств, которые
она заставляет нас испытывать и которые видоизменяют нас. Одним словом, искусство - это та же
природа, действующая с помощью созданных ею орудий.
Хосе Ортега-и-Гассет (1883-1955)
"Почему мы вновь пришли к философии?"
Хосе Ортега-и-Гассет. Дегуманизация искусства.- М.Радуга, 1991.
...Буржуа хочет поудобнее устроиться в мире, поэтому он активно вмешивается в жизнь, приспосабливая ее
на свой вкус. Поэтому буржуазия гордо провозгласила свою эпоху эпохой промышленного переворота и
господства утилитарных видов деятельности человека, таких, как медицина, экономика, делопроизводство.
Физика начала пользоваться столь большим уважением именно потому, что благодаря ее развитию можно
усовершенствовать производство машин и медикаментов. Массы заинтересовались ею не из чистого
любопытства, а прежде всего из практических соображений. Такая атмосфера и способствовала появлению
"империалистических притязаний" со стороны физики.
Поэтому нам, выросшим и воспитанным в подобной атмосфере, и кажется столь естественным, разумным и
очевидным, что физика, вне зависимости от того, как мы оцениваем теоретический вклад этой науки в
познавательный процесс, занимает наипервейшее место среди других познавательных дисциплин,
предоставляя нам возможность практического управления в сфере материального. Однако, несмотря на то,
что нас воспитали именно в таком духе, мы начинаем сейчас постепенно осознавать, что этого явно
недостаточно; в нас уже угас тот первый непосредственный восторг, который заставляет истолковывать
практическую пользу как некий критерий истинности знаний. Мы наконец-то начинаем понимать, что это
навязчивое желание покорить природу, приспособить ее к своим нуждам, это преклонение перед
материальными благами есть такое же спорное руководство к действию, как и любое другое. Это
подозрение настораживает нас, и мы начинаем видеть, что любовь к комфорту - не что иное, как капризы
вкуса, иначе говоря, grosso modo *, субъективное предпочтение, отдаваемое западной половиной * В общих
чертах. (лат.). * человечества тому способу существования, который насчитывает вот уже двести лет, но
который от этого не становится лучше какого-либо другого. В различные эпохи и в разных культурах то
отдавали предпочтение жизненным благам, то не придавали им ни малейшего значения. Платон, например,
предавался именно тем размышлениям, которые сделали возможным возникновение современной физики, а
вместе с тем и появление удобств, отличающих существование, подобно другим грекам, вел довольно
суровую жизнь, прямо-таки дикую, если мы учтем отсутствие домашнего скарба, кухонной утвари,
автомобилей и горячей воды. Однако в ту же эпоху китайцы, которым никогда не приходило в голову ни
одной научной мысли, которые и знать не знали, каким хитросплетениям мысли может предаваться
человеческий разум, спокойно ткали свои прелестные ткани и придумывали такие предметы домашнего
обихода, которые были исключительно удобны в пользовании. Поэтому в Академии Платона в Афинах
выдумали чистую математику, а в Пекине - носовой платок.
..................................................................
Поскольку стремление к удобной жизни не может считаться признаком прогресса, а возникает совершенно
случайно в разные исторические периоды и на разном уровне развития цивилизации, было бы очень
любопытно проследить, что же у этих периодов может быть общего, другими словами - почему вдруг люди
начинают отдавать предпочтение комфортабельной жизни.
Человек и люди -1956 год.
1. Смятение и самоуглубленность.
|