Характеристику начнем с цитаты из работы Ф.Миллера (США) "Величие Америки:
размышления о будущем нации после поездки в Советский Союз»; написанной в 1991 г.:
"Сейчас наступает период жесткой
85[85][3]
международной конкуренции. Бизнес требует
взаимодействия с поставщиками, потребителями и партнерами из всех стран мира при все
более возрастающих требованиях к качеству услуг и продукции. Корпорации не могут
позволить себе такую роскошь, как дополнительные затраты на переподготовку и
перестановку кадров вследствие недооценки или неразумного использования имеющихся
квалифицированных работников, вынужденных либо уйти с работы, либо работать не в
полную силу. Еще более острой является проблема недостаточного образования рабочей
силы, и мы, как нация, пока не справились с этой задачей. "Невостребованный интеллект -
страшная вещь" - девиз Объединенного фонда негритянских колледжей. У нас есть выбор.
Можно стимулировать процесс вовлечения всех граждан в обеспечение процветания
нации или сидеть у телевизора, смотреть красивые картинки и ждать, а в это время
миллионы людей будут терять надежду, так как осуществление их мечты будет
откладываться на неопределенный срок. Можно дождаться такого момента, когда
образуется непреодолимая пропасть между богатыми и бедными, черными и белыми,
между различными группами. Можно дождаться расслоения, раскола, пропасти и,
наконец, коллапса. И тогда ведущие программы международных новостей будут
передавать следующие репортажи: "Почему американцы думают, что они могут подавлять
человеческую душу? Плоха та нация, которая не смогла вовлечь людей, воодушевить их,
пока еще было не поздно. Они сделали неверный выбор и упустили шанс стать великой
нацией". Подчеркнем, что здесь процитирован американец, то есть имеет место "взгляд
изнутри". Это не коммунистическая либо какая-то другая пропаганда. Итак, наступает
период жесткой международной конкуренции. Выделим основные элементы
характеризующие современный мир, с точки зрения интересующего нас вопроса, за
последние 100-200 лет:
- идет интенсивный рост населения Земли;
- быстро развиваются средства коммуникации (почта, книга, железнодорожное и
автомобильное сообщение, телефон, радио, телевидение, компьютерные сети);
- основным энергоносителем является нефть;
- растут объемы перерабатываемой человеком информации и сокращается время,
отпущенное на ее обработку;
- исчерпываются ресурсы планеты (минеральные, водные, земельные, лесные,
ландшафтные, энергетические);
- имеет место беспрецедентный "рост производительности труда" и мощности
отдельного человека или малых групп людей (атомная бомба, бактериологическое,
генетическое или химическое оружие, концентрация власти в руках отдельных
"личностей", проникновение науки во все сферы человеческой деятельности и т.п.);
- накоплен колоссальный опыт управления как большими массами людей (в том
числе и фашизма), так и отдельным человеком;
- сохраняется борьба между странами (народами) за ресурсы;
- как это ни странно, не хватает людских ресурсов, точнее "высококачественных
человеческих ресурсов - ЭЛИТЫ.
Рассмотрим динамику численности населения земного шара (см. таблицу).
Если изобразить настоящую таблицу в виде кусочно-линейной аппроксимации, то
можно будет достаточно отчетливо увидеть точки перегиба, причинно-обусловленные:
1600 г., 1800 г., 1900 г., 1950 г. Что же стоит за этими датами? Рассмотрим ближайшие
мотивированные события, предшествующие им:
1500 и последующие годы (1492-1504). Открытие и освоение Америки, ввоз
картофеля в Европу, возникновение капитализма, изменение структуры питания;
85[85][3]
- подчеркивания мои - В.Г.
|