признаки (расы), способ добывания средств к существованию (кочевники, земледельцы,
рыбаки), отношение к соседним группам людей (например, людоеды ...) и т.д.
В течение своего жизненного цикла каждый человек, каждый народ и человечество в
целом овладевает двумя вещами: самими собой (своими силами, возможностями) и
природой (ее силами, ресурсами, "законами"). Степень овладения самим собой может
быть охарактеризована понятием культура, степень овладения силами природы -
понятием цивилизация. В эти понятия можно вкладывать и другой смысл, но данное
дихотомическое деление представляется более целесообразным, так как действительно
позволяет видеть в их противопоставлении
21[21][21]
некоторый смысл.
Характеристика современного мира.
Основные проблемы современности: демографические, экологические,
культурологические, биологические, психологические, энергетические,
технологические, информационные ...
В НАШЕ ВРЕМЯ на пороге третьего тысячелетия после "Рождества Христова", глядя
на Мир, людей и события, приходится многое переосмысливать, по новому смотреть на
окружающие нас самые обычные вещи.
Что такое "современный" мир? Что такое наше время? Чем наш век, который начался
примерно 200-250 лет тому назад, отличается от предыдущих и последующего? И что
значат эти отличия?
В первом приближении наше время это:
время проникновения науки во все отрасли человеческой деятельности (ярким
примером является маркетинг - "наука торговать");
время накопления и длительного хранения (сохранения) огромного количества
разнородной (слово, звук, движение) информации в книгах, на магнитных носителях,
лазерных дисках и т.п.;
время относительно высокой продолжительности жизни;
время взрывного роста населения Земли и исчерпания многих ресурсов, в том
числе и невозобновляемых природных
22[22][22]
;
время высокой производительности труда;
время экологических катастроф;
время царствования негуманоидных процессов
23[23][23]
;
время несбалансированного развития народов и социальных групп.
и, как полагают, - это век перехода
человечества в целом из состояния роста
качества жизни в состояние его ухудшения.
"Ну и что?" - скажет читатель,- "Чем это хорошо и чем это плохо?
Чтобы это понять, рассмотрим некоторые из вышеназванных позиций по порядку.
1) 1)
1)
Проникновение науки во все отрасли человеческой деятельности позволяет
резко повысить производительность труда и достигать поставленных целей за
минимальное время, с минимальными затратами. Такая ситуация в условиях
21[21][21]
- иногда термины цивилизованный и культурный (человек) употребляют как синонимы, но это не так (особенно если
вспомнить о таком явлении как национальная культура). В общем случае эти термины конечно же не определены и вокруг них
регулярно идут споры.
22[22][22]
- имеются ввиду, в первую очередь, природные ископаемые, земля, почва, вода, чистый воздух, а также качества самого
человека: степень разумности, т.е. способность ориентироваться в мире (мыслить адекватно возникающей ситуации), общественные
отношения, запаса прочности экосистем (биогеоценозов) и биокода человека.
23[23][23]
- процессы, возникающие в результате неконтролируемой деятельности негуманоидных систем, систем "интересы" которых
чужды интересам человечества. К таким системам можно отнести многие технологические системы, экономику в том виде, как она
развивается, политику, государство, общественные отношения, технологии принятия решений, бюрократию, средства массовой
информации и т.п. Именно ощущение появления этого мощного действующего фактора заставляет многих обществоведов, литераторов
и других озабоченных представителей интеллигенции выражать "смутное беспокойство ".
Удалено:
чужды
|