3.
Но человек видел и то, что сознание может правильно
отражать мир и, что более важно, может его преобразовывать. Все,
что человек делает, и даже само его существование оказываются
возможными только благодаря его сознанию, мышлению,
рассудку. И тогда человек кардинально изменил свое
представление о себе самом и объективном мире: сознание
превратилось в центр вселенной, стало смыслом природы,
вершиной развития материи, но только полностью не
развернувшимся. Но такой статус сознание приобретает только в
принципе и в потенциале.
Объективный мир, таким образом, не только превращался
в подчиненный сознанию, и человек мог его целесообразно
преобразовывать, но и становился предтечей сознания. Подобный
подход получает распространение, как правило, в период расцвета
рациональных форм преобразования мира, демонстрирующих
силу и мощь человеческого разума.
Изменилось отношение и к объективному факту. Хотя он и
остался противоположным сознанию, но рассматривается уже как
несовершенный в процессе его взятия сознанием. Объективный
факт представляется как нечто пассивное, к чему требуется
волшебное прикосновение сознания человека. Весь мир
рассматривался как материал для преобразовательной
деятельности сознания.
Представление о приоритете сознания по существу было
очередной вершиной синусоиды при смене концепции: от полного
отрицания преобразовательной сущности человека до признания
ее смыслом развития материи. За всю историю философии смена
концепций проходила не один десяток раз и зависела от успехов
или неудач взаимодействия человека с природой
. Мир всегда оставался чуждым и враждебным человеку
также, как последний был чужд и враждебен природе. Человек
хорошо уяснил себе, что если природа может без него обойтись, то
он без природы ничто. Вся деятельность человека заключалась в
том, чтобы как можно меньше зависеть от природы
4.
Человек стал строить свой собственный мир
мир
субъективных фактов, т.е. фактов, произведенных самим
человеком. Изменились и понятия «субъективный» и
«объективный» факт, они поменялись местами. Объективный факт
как бы перестал быть природным явлением в его изначальном
смысле. Субъективный факт как творение рук человека и его
сознания превратился в объективный факт.
Разделение на
субъективное и
объективное
определено не
только формой
восприятия мира
(чувственного и
созерцательного), но
и формой
построения
отношений человека
с природой.
Но мир, построенный человеком для себя, становился для
него таким же объективным и чуждым, как и так называемый
природный мир. Все атрибуты объективного мира оказались
полностью применимы к субъективному миру. Мир фактов,
выступающий в форме осознания, понимания внешнего мира и
существующий в сознании человека стал для него вполне
объективным. Этот мир субъективен для всего человечества,
общественного сознания, поскольку порожден им, но он
объективен для каждого отдельного человека или социального
образования, поскольку человек берет данный мир как данность.
Мир прекрасен и удивителен
таков внешний для
человека мир. Но и субъективный мир оказывается непонятным и
удивительным, как и внешний мир.
Произошла незаметная, но естественная метаморфоза с
Человек
кардинально
изменил
|