понятиями. Подмена понятий привела ко многим несуразицам и
странностям в отношениях человечества с внешним миром и
внешнего мира с человечеством как с особым природным
образованием. Мир фактов, созданный общественным сознанием,
объективен для представителей той или иной социальной группы
как носителя данного общественного сознания. Но этот же мир
субъективен для самого себя или для другого общественного
сознания. Все вернулось на круги своя, соотношение понятий
субъективного и объективного не изменилось.
Но если мир фактов в обязательном порядке существует в
сознании, то можно говорить о существовании объективного и
субъективного мира знания.
представление о
себе: сознание
было объявлено
вершиной
развития
материи, но оно
еще не
полностью
развернулось.
Объективный
мир
рассматривался
как нечто
пассивное, к чему
требуется
волшебное
прикосновение
сознания
человека.
5
Соответственно образовались две генеральные парадигмы:
объективное, без сомнения, существует и определяет сознание;
сознание, пускай, ограниченно, частично, но может
воздействовать на мир фактов.
Однако здесь возникает одно из тех противоречий, которое
долгое время остается предметом внимания философов. Если
признать, что сознание, иногда, редко, все-таки влияет на мир
фактов, то абсолютен ли объективный мир фактов? Тезис о
первичности бытия и вторичности сознания оказывается не
состоятельным, хотя многое объясняет весьма успешно.
Если согласиться с тем, что объективное предопределяет
субъектное, то непонятен процесс их взаимодействия.
Как нам кажется, разрешение данного противоречия лежит
в иной плоскости. Необходимо иначе представить механизм
взаимодействия сознания и объективного мира. Первый шаг в этом
направлении
отказ от фундаментального принципа
абсолютности понятий первичности и вторичности.
Всеобщность мира как объективного определяется тем, что
он всегда существует благодаря действию множества своих
субъектов. Поскольку субъектов всегда много и они постоянно
действуют, то возникает огромное множество действий
фактически создающих постоянное поле, на котором действует
каждый отдельный субъект. Существование поля почти не зависит
(зависит гипотетически) от наличия и действия каждого
отдельного субъекта. Но покуда субъект действует, поле
определяет его действие в рамках каких-то параметров, поэтому
он и воспринимался как первичный элемент относительно
субъекта. Именно этим определяется истинность и первичность
субъекта.
Но действие любого субъекта природы относительно поля
множественности действий выступает единичным актом
действия. И в этом плане субъект не может существовать
постоянно. Срок его жизни всегда ограничен внутренними
ресурсами. Иными словами: природа бесконечна и всегда жива,
Социальный мир,
построенный
человеком и для
человека,
становился для него
таким же
объективным и
чуждым, как и
природный мир.
|