субъект всегда конечен и тем самым ограничен. По существу два
разных субъекта материи
ограниченность действий отдельного
субъекта и множество действий субъектов,
которые
обусловливают существование друг друга. Именно конечность
субъекта определяет, или обусловливает, существование других
субъектов и множественность их действий. Последнее в свою
очередь определяет поле жизни каждого субъекта.
В силу ограниченности срока жизни субъект обладает
относительной самостоятельностью и вступает в специфические
отношения с субъектами природы, образующими множество как с
равными. В возможности
со всем полем действий,
представленным субъектами его непосредственного окружения. В
силу этого отношения между так называемой объективной
реальностью и субъектом, или сознанием, приобретают особый
характер. В рамках наших рассуждений относительно первичности
и вторичности мы признаем, что природа первична, но только в
момент зарождения или образования субъекта. Далее субъект
приобретает самостоятельность и вступает в отношения с
природой как с равным субъектом.
Таким образом, сама по себе проблема первичности
сознания или бытия относительно друг друга, безусловно,
существует. Но, на наш взгляд, нет абсолютной и тотальной
первичности бытия по отношению к сознанию, также, как и
сознания по отношению к бытию. Есть только абсолютность
самого принципа первичности. По нашему мнению, не абсолютная
и не тотальная первичность и вторичность определяют механизм
взаимодействия субъективного и объективного для решения
какой-то задачи и развития материи вообще.
Потребность в
понимании того,
как сознание
познает природу,
и в стремлении
избежать ошибок
в этом процессе и
породила науку о
познании, т.е.
философию.
В процессе взаимодействия они поочередно меняются
местами относительно друг друга. Сначала, например, так
называемый объективный факт тянет за собой сознание и
определяет его значение. В научной литературе это хорошо
известно. Также хорошо известно, что в иной момент сознание
определяет природу содержания объективного факта. Только
временной лаг у них каждый раз небольшой и ни в коем случае не
абсолютен и не вечен. Чем же определяется этот временной лаг?
По нашему мнению, характер субъектно-объектного
взаимодействия определяется задачами, которые ставит перед
собой человек, а перед ним
природа. Это означает, что сознание
и природа, или объективная реальность, являются равными в
принципе, соответственно и взаимодействуют они как равные друг
другу субъекты.
6.
Необходимо отметить и еще один важный момент: понятие
«факт» имеет сложную структуру и никогда не является
предметом преобразований целиком. Объективный факт,
безусловно, определяет сознание, но не всего, а только части и
только той части, которая в данный момент решает конкретную
задачу. Вне этой задачи никакой другой объективный факт и вся
их совокупность (природа или бытие в целом), познанная и не
познанная, не оказывают никакого влияния на сознание,
поскольку для сознания просто не существуют. Барьером
выступает частная конкретная задача, в противном случае
объективный мир разрушил бы сознание. Последнее имеет
принципиальное значение, поскольку взаимодействие сознания и
природы может осуществляться только в случае решения частной
для каждого субъекта и общей для нескольких субъектов задачи.
Это определяет характер взаимодействия сознания и природы.
Но и сознание оказывает влияние не на весь объективный
В процессе
взаимодействия
субъект и объект
(как элементы
сознания) находятся
относительно друг
друга в поочередно
опережающей
позиции.
Вне какой-либо
частной задачи
|