от другого. Причем, это другое знание не имеет в их
интерпретации своего определения. Факт не есть нечто
абсолютное, постоянное, завершенное и независимое в
своем существовании от человека. И тем более не
может являться точкой отсчета действий человека. Это
только нечто, которое указывает на смысл или истину.
Но и ортодоксальные философы оставляли щелочку
для размышления. "Да, конечно",
говорили они.
Факт - упрямая вещь", но при этом добавляли, как бы не
уверенно, что все-таки не всегда, не везде и не во всех
случаях, в общем, не такая уж упрямая вещь.
В этом "чуть-чуть"
всегда скрыта
потенциальная
революция.
В этом "чуть-чуть" всегда скрыта потенциальная
революция. Все вроде бы так, но появляется маленькая
щелка, которая разрастается и разносит вдребезги
монолитную и твердую, как гранит, научную теорию.
Сначала возникает какое-то смутное чувство
неудовлетворенности, потом появляется сомнение и
затем поиск доказательств несостоятельности
господствующей теории и неочевидности взглядов
научных мэтров.
Всему виной здравый смысл, который с такой
упрямой очевидностью подводил героев романа М.
Булгакова, когда они сталкивались с сатаной; последняя
действовала по своим законам, в том числе своего
здравого смысла и очевидности. Из-за этой очевидной
неочевидности или, если хотите, неочевидной
очевидности некоторые герои романа теряли головы,
причем не только в переносном, но и в прямом смысле.
И в самом деле, здравый смысл подсказывал, что
факт можно изменить, обойти и даже проигнорировать.
Или наоборот, то что считалось фактом, на самом деле
таковым не является. А что не считалось фактом,
таковым оказывается самым категоричным образом.
Факт как категория "устойчивости"
Система
социальных и
физических фактов
определяет
положение
человека в мире.
1
В обыденном сознании факт воспринимается как
некая постоянная величина, не изменяемая ни в
пространстве, ни во времени, во всяком случае,
обладающая свойством длительной протяженности
существования. Всякие попытки каким-то образом
изменить факт, чтобы доказать, что он не является
"упрямой вещью", лишний раз доказывали как раз
обратное: факт всегда оставался неизменным.
Факт воспринимается как абсолютная истина, на
основе которой человек строит свои действия. В своих
рассуждениях он опирается на истинные посылки как
на факты, а факты воспринимает как истинные посылки
|