физической форме. Поэтому в понятии "конкретное" и в
современной философии доминируют моменты
чувственного восприятия мира, т.е. то, что можно
увидеть, пощупать, подержать в руках и пр. Опять же,
по преимуществу. Как видно, и в этом случае
философия недалеко ушла от здравого
непосредственного восприятия мира.
Определение содержания понятия "конкретное"
в чувственных образах, в непосредственном восприятии
объектов отражает необходимость в пространственной
ориентации человека в физическом мире. Если человек
видит физический объект и может его ощущать, это
означает для него нечто конкретное и, что самое
главное, постоянное и устойчивое в пространственно-
временном континууме. Впоследствии факт как понятие
приобрел значение эмпирического факта, категории
научного познания. Но и в этом случае эмпирический
факт обосновывался как конкретное, предметное
образование, имеющее некоторое устойчивое
состояние. Во всяком случае, на определенном отрезке
времени и в пространстве.
Таким образом, применительно к общему,
абстрактно-отвлеченному понятие "факт" не
существовало. И только применительно к конкретному,
частному, эмпирическому, чувственному,
наблюдаемому определяют сущность и содержание
факта.
Факт
явление, не
изменяемое во
времени и в
пространстве.
С точки зрения практики и здравого смысла, такой
подход и определение факта вполне объяснимо и
оправдано. С позиций абстрактно-отвлеченного
осмысления факта такое деление бессмысленно. Но
теория и практика решают различные задачи. Подобно
тому как различные задачи решают такие формы
восприятия мира и построения отношений с ним, как
чувственное и образное, конкретное и абстрактное,
частное и всеобщее и пр.
На основе фактов
человек выстраивает
свои действия как на
истинных посылках
4.
Ортодоксальные философы, в том числе и Воланд,
утверждали, причем всегда твердо и безапелляционно,
что факт абсолютен.
Неортодоксальные философы только усомнились в
абсолютности предлагаемого определения факта, но
сами не дали иного определения. Однако они сделали
другое
вывели понятие "факт" из абсолютного знания
и перевели его в разряд относительного знания,
основываясь только на том, что как любое понятие
обладает содержанием постольку, поскольку
соотносится с другим понятием (понятиями). Факт в их
интерпретации только обозначение, понятийная форма
для того, чтобы отделить одно знание по содержанию
|