Типовое знание имеет еще одно удивительное свойство.
Строго говоря, его можно разделить на две неравные и
принципиально различные формы, которые выполняют разные
роли в ходе практической деятельности человека.
Понятно, чтобы успешно решать свои жизненно важные
задачи в типовой и немного в нетиповой ситуации и не вступать в
противоречие с изменившейся внешней ситуацией, человек
должен обладать необходимым объемом знаний. Здесь возникает
ряд парадоксов, которые сложно решить в прежней парадигме
соотношения субъективного и объективного.
Опора на старое
знание допустима до
того момента, пока
оно способно решать
поставленные
задачи.
С одной стороны, актуальное знание человек получает в
ходе практического решения своих актуальных задач. Но, с
другой стороны, человек уже должен обладать некоторым
первоначальным знанием, которое, оказывается, не дается опытом.
Это, так сказать, доопытное знание (по Канту). Его получают в
готовом виде вместе с его ярлыками и идентификацией с уже
существующим субъектом. Такое происходит только в процессе
социализации посредством «пробуждения» сложных и
несложных поведенческих программ, в том числе и по
идентификации неизвестного.
Если ребенок первый раз дотронулся до горячей чашки и
отдернул ручку, это означает, что он пробудил у себя программу
боли, которая будет действовать уже всю жизнь. У ребенка
заложена программа умения плавать, но ее необходимо пробудить,
опустив ребенка в воду, и т.д.
Ребенку показывают вещи, называют их имена, свойства и
систему связи между ними. Это кошка, говорит мать, у нее мягкая
шкурка, но она может оцарапать или укусить. Вот первая
информация и знание, которые необходимы ребенку для
правильного построения отношений с кошкой. Потом ребенок
уже самостоятельно будет строить свои отношения с игрушечной
кошкой или настоящей собакой и пр. При самостоятельной
идентификации кошка выступает парадигмой «живое». И только
потом появится новая парадигма «животное», куда будет входить
и кошка.
Точно так же обучают и учеников в школе, давая им
множество понятийных определений при указании их адекватного
объекта. При недостаточном обучении (социализации) в детском
возрасте, в школе процесс вербальной идентификации проходит
намного сложнее. Ученику не хватает знаний, чтобы на новом, уже
абстрактном уровне воспринять новое знание и уложить в свою
систему знаний. Последней в полном или, точнее, достаточном
объеме просто не существует. И ребенку приходится интенсивно
пополнять свою копилку, если он прилежный и заинтересованный
ученик.
При высоком уровне
социализации
человек с
необходимостью
уходит из типового
знания в
неопределенную
область бытия.
По такой же схеме обучается типовому знанию и каждый
из нас, если такая возможность имеется. Но далее наступает
принципиальный момент в процессе социализации. При высоком
уровне социализации человек уходит из типового знания в область
неопределенного знания, где ему уже приходится самостоятельно
пополнять свою копилку знаний через самоидентификацию тем
способом, о котором мы говорили выше
4
.
4
Дотошный читатель сразу же усмотрит в наших
рассуждениях логическую непоследовательность и задаст
4
Более подробное изложение можно прочитать в моей статье «Порог социализации (Аверьянов
Л.Я. В поисках своей идеи. М., 2000).
|