деятельность человека
это не спонтанный процесс, не озарение,
не возникшая ниоткуда потребность.
Если у человека (человечества) возникла потребность в
новых источниках энергии, то это означает, что прошлая система
фактов, которая обеспечивала получение энергии, перестала
удовлетворять возросшие потребности. В данном случае через
потребность происходит осознание недостаточности прошлого
знания. Оно позволяет поставить новую задачу: получить энергию
другими средствами. Строго говоря, это еще не задача в
подлинном смысле слова, а только осознание необходимости
поиска нового знания.
Как только человек задает себе вопрос как это сделать,
он приступает к определению области поиска нового знания,
но в системе старого знания. Проще говоря, человек начинает
копаться в памяти, перебирая все богатство знания,
накопленного человечеством, чтобы найти что-нибудь
подходящее для решения задачи. Предположим, что он не
нашел ничего пригодного для ее решения. Он и не мог ничего
найти, поскольку задача оказалась слишком новой, и
человечество ничего еще не успело изобрести.
задачи.
При познании
внешнего мира
сознание прежде
всего копается в
собственном знании,
чтобы определить
содержание нового
факта.
Тогда человек начинает перебирать в голове различные
старые факты, которые при определенном их соединении могли
бы дать новый искомый результат. Он вспомнил, что солнце
светит очень ярко и даже может обжечь, если очень долго загорать
на пляже. Это означает, что из системы связи старых фактов
загорание
он выбрал только один или несколько элементов, а
именно, что солнце обладает большой тепловой энергией. Он
вспомнил еще, что, если взять увеличительное стекло, то жар
солнца будет еще сильнее. Так человек делал в детстве, когда
выжигал разные фигуры на дереве или поджигал костер. И здесь
из всей совокупности фактов он выбрал только один, а именно, что
жар солнца может возрасти посредством увеличительного стекла.
И тут ему пришла идея: если поставить сто, тысячу или
десять тысяч увеличительных стекол, тогда жар солнца может
быть таким сильным, что вскипятит воду в большом самоваре,
превратит ее в пар, и дальше по известной схеме. Идея получила
законченное выражение в схеме последовательных действий. Все
остальное
дело техники и экспериментов.
Спрашивается, что же здесь нового? Ровным счетом ничего.
Все элементы, которые здесь участвуют, факты старого знания,
они уже были известны. Но, соединив их специальным образом,
человек получил новое знание
гелиостанцию, или солнечную
энергетическую установку.
Но представим себе ситуацию, когда нет элементов
старого знания, позволяющих решить задачу уже на втором
уровне. Таким образом, какой был описан выше, она не может
быть решена. Это означает, что задача оказалась слишком
общей. Для ее решения выделяется необходимая серия
подзадач, и далее все протекает так, как было описано выше.
Так в настоящее время решается задача термоядерной
энергии. Уже сегодня в этой области накоплено такое
количество нового знания, которое позволяет говорить о
принципиально новом виде энергии.
Если субъект не
может быть включен
даже в самую общую
парадигму, то он
вообще исключается
из поля зрения как
не существующий
или же ему
приписывается
ложная
идентификация.
Как только человек соединил старые факты и получил нечто
новое, что помогает решить задачу, он присваивает ему имя, как
Как только
человек соединил
|