этап перехода
прошлого знания
из одного
состояния в
другое.
Далее все зависит от того объема знания, которым
располагает человек. Если знаний не очень много, то ему
остается два пути: или успокоиться на достигнутом и больше
не обращать на объект внимания, или бежать сломя голову,
поскольку он может оказаться опасным. Он может быть
космическим объектом неземного происхождения. Но если
объема знаний достаточно, то исследователь быстро
разберется, что нечто представляет собой космический
аппарат, прилетевший с Земли и посланной конкурирующей
фирмой. Итак, человек полностью идентифицировал данный
объект до уровня определения его единичного понятия, т.е.
когда объем понятия полностью известен.
Еще раз повторим, субъект может быть
идентифицирован сознанием в общем виде только в том случае,
если он попадет хотя бы в самую общую парадигму. В этом случае
признаки субъекта, не имеющие аналога в сознании,
идентифицируются и получают обозначение. Последнее является
тем новым, которое обогащает знание. Если субъект не может
быть включен даже в самую общую парадигму, то он вообще
исключается из поля зрения как несуществующий или же ему
приписывается ложная идентификация. Так, члены какого-либо
африканского племени, которые никогда не видели фотоаппарат,
не могут его идентифицировать при всем их старании как
фотоаппарат. В лучшем случае он будет идентифицирован как
некий физический тяжелый предмет, наподобие камня, которым
можно разбивать кокосовые орехи или что-то еще. Чаще всего, не
сумев понять, что это такое, и не найдя ему применения, они
просто откладывали фотоаппарат и никогда к нему не обращались.
Правда, были случаи, когда фотоаппарату приписывались
сверхъестественные божественные силы и тогда или поклонялись
ему, или, считая его вредным и опасным, старались от него
избавиться.
Новое определяется только задачей,
поставленной человеком
Мы уже показали, как происходит дифференциация нового
явления. После дифференциации идет так сказать «сборка»
фактов, которая и позволяет определить содержание нового
факта. Каким же образом это происходит?
Сознание не содержит в себе новое как факт. Таковым
оно становится в результате установления специальной
взаимосвязи некоторой совокупности старых фактов.
Соединенные каким-то специальным образом известные
факты как прошлый опыт и знание человека непостижимым
образом становятся новым фактом.
Новое это
совокупность старых
фактов, специальная
связь которых
определяется
задачами человека.
Форма материи
может быть
присвоена сознанием
бесконечное
множество раз,
принимая новые
обличия при
решении
разнообразных
задач.
Но прежде в голове человека формулируется задача,
выступающая как факт. Для ее решения человек подбирает свое
прошлое знание и его элементы. Формирование задачи само по
себе есть процесс образования системы новых концептуально-
гипотетических фактов. Задача, или цель, и вся целесообразная
На самом деле
любое новое
присутствует в
каждом акте
решения старой
|