намного благосклоннее, чем к другим, и это позволяет ему повысить свою самооценку.
Бревер (1991) отмечал, что пристрастное отношение к своей группе чаще в большей степени
проявляется у членов тех групп, которые находятся в невыгодном положении. Другие исследования
указывают на то, что подобное происходит особенно часто, когда низкий статус группы воспринимается
как несправедливость (Caddick, 1982; Ellemers et al., 1993; Folger, 1987; Turner & Brown, 1978). Согласно
Бреверу (1991, p. 481) группы, испытывающие подобные чувства, преобразуют «то, что болезненно
воспринимается на индивидуальном уровне» в «источник гордости на групповом уровне скорее как
знак отличия, а не как печать позора». Например, такие «феминистки сторонницы различий», как
Хардинг (Harding, 1986) и Джиллиган (Gilligan, 1982), подчеркивают желательность стереотипных
женских качеств и отвергают стереотипные качества мужчин (в противоположность «феминисткам
сторонницам сходства», которые минимизируют гендерные различия и обращают внимание на сходства
представителей разных полов и андрогинизм). Феминистки первого типа выделяют те качества,
которые традиционно считаются негативными например, склонность полагаться на интуицию,
эмоциональность, отсутствие эгоцентризма, активно подчеркивают их характерность для женщин, а
затем превращают их в источник гордости представительниц своего пола. В бестселлере под названием
Women Who Run with the Wolves (Estes, 1992) также отстаивается идея об «инстинктивной женской
натуре» (термин, придуманный Эстес). Когда женщины говорят о мужчинах как об «иных существах»,
приводя при этом аргументы типа «женщина никогда бы так не поступила» или «все мужчины такие
бесчувственные», они нередко испытывают удовольствие просто от мысли о своей схожести с другими
представительницами своего пола и об отличии от представителей противоположной гендерной
группы.
По результатам опроса, проведенного институтом Гэллапа в 1993 г., 43% американцев считали
мужчин и женщин сходными по своей сути существами, в то время как среди американок подобного
взгляда придерживалось лишь 26% (Newport, 1993).
Группы нередко укрепляют свою внутреннюю солидарность за счет подчеркивания негативных
качеств представителей других групп и создания образа внешнего врага. Это свойственно как
мужчинам, так и женщинам: и те и другие охотно отпускают острые шутки и делают уничижительные
комментарии по адресу представителей противоположного пола. Посмотрите на табл. 5.1, где
приведены шутки по поводу «тупого мужчины» и ответы на вопрос «Почему овца лучше женщины?».
Однако, хотя шутки в адрес женщин рассказываются уже в течение десятилетий (причем не исключено,
что с целью оправдать их социальный статус), а женщины, по-видимому, жаловались на мужчин на
протяжении всей истории человечества, с конца 80-х гг. нашего столетия отношения между гендерными
группами заметно обострились. Остроты и разговоры, направленные против мужчин, стали гораздо
более распространенными, чем прежде. Иногда это явление в шутку называют «поркой мужчин».
Таблица 5.1. Шутки на темы различий мужчин и женщин
Шутки о мужчинах
О глупости мужчин
В: Почему астронавтам-мужчинам нужны астронавты-женщины?
О: Чтобы они могли кого-нибудь остановить и спросить, в каком направлении им следует лететь
дальше.
В: Почему мужчины дают имена своим половым членам?
О: Потому что люди всегда хотят знать имена своих лидеров.
В: Вы знаете, что все мужчины созданы одинаковыми?
О: Да, плохи наши дела!
В: В чем разница между государственными облигациями и мужчинами?
О: Государственные облигации приносят выгоду.
|