Я думаю, что гендерная сегрегация в межличностных близких отношениях дело обычное на
протяжении всей человеческой жизни. Гендерно-ролевая сегрегация во взрослом возрасте
предоставляет нам больше возможностей узнать представителей нашей собственной гендерной группы
и получить богатый опыт взаимоотношений с ними. Сходство дает основу для дружбы и доверительных
отношений, которые часто невозможны между мужчиной и женщиной. Так как в дружбе между
мужчиной и женщиной почти всегда присутствует романтический или сексуальный подтекст, то ей
очень часто недостает той душевной близости и глубины, которая присутствует в однополой дружбе.
Причина этого в том, что гендерная сегрегация обычно приводит к тому, что мы знаем достаточно
хорошо многих членов нашей гендерной группы и лишь весьма ограниченное число членов другой
гендерной группы (как правило, ими оказываются члены нашей семьи или партнеры по романтическим
связям). Не зная достаточного числа представителей иной гендерной группы, мы стараемся полагаться
на наши стереотипы до тех пор, пока не приобретаем достаточный опыт, чтобы убедиться в
непригодности этих стереотипов для оценки большей части членов чужих групп. Такой подход
особенно часто используется в ситуациях, когда социальные условия поощряют стереотипирование
представителей других групп (в данном случае членов иной гендерной группы), которое, как мы
вскоре увидим, нередко может носить случайный характер.
Потребность в самоуважении
Хотя гендерная сегрегация и естественная человеческая склонность разбивать людей по
взаимоисключающим группам частично объясняют то, почему мы так тверды в своем убеждении, что
между гендерами существуют серьезные различия, вполне вероятно, что здесь есть и нечто иное.
Таджфел и Тернер (Tajfel & Turner, 1979) предположили, что люди неохотно воспринимают
информацию, противоречащую их стереотипам, поскольку они сами испытывают определенную
эмоциональную заинтересованность в сохранении различий между своей и чужими группами. Эта
эмоциональная заинтересованность является, по существу, «поддержкой своего эго», осуществляемой
путем причисления себя к некой «высшей» группе. В общем случае люди стремятся уверить себя в
принадлежности к самой лучшей группе, подчеркнуть ее своеобразие и одновременно принизить
достоинства других групп для того, чтобы доказать, что их группа достойна большего вознаграждения,
чем другие (Billig & Tajfel, 1973; Brewer, 1979; Burn & Oskamp, 1989; Crocker & Luhtanen, 1990; Turner,
1987). Теория, в которой говорится о том, что человек относится к своей группе намного благосклоннее,
чем к другим, и это позволяет ему повысить свою самооценку, получила название теории социальной
идентичности (social identity theory) (Tajfel, 1981, 1982; Turner, 1987). Согласно Таджфелу (Tajfel, 1981, p.
255) понятие социальной идентичности является «частью я-концепции индивидов, которая берет
начало из их осознания принадлежности к некой социальной группе (группам) и из осознания ценности
и эмоциональной значимости такого членства». Крокер и Лухтанен (Crocker & Luhtanen, 1990) назвали
этот источник самоуважения коллективной самооценкой (collective self-esteem).
Теория социальной идентичности
Бревер (Brewer, 1990) полагает, что человек имеет две противоположные потребности:
подтвердить свое сходство с другими людьми и сохранить собственную индивидуальность. По мнению
Бревера, мы хотим походить на окружающих и в то же время отличаться от них. Деление людей на
членов своей и чужих групп помогает достичь и той и другой цели. То, что мы имеем нечто общее с
другими членами нашей группы, подтверждает правильность наших действий и дает чувство
принадлежности к ней, в то время как отличия нашей группы от других служат доказательствами нашей
уникальности. Гендерная идентичность и четкое разделение всех людей на мужчин и женщин служит
реализации этих функций. Например, мужчины традиционно стремятся избегать любой деятельности,
которая характеризуется как женская, предпочитая заниматься тем, что будет подчеркивать их
мужественность (в частности, определенными видами спорта). Нередко это сплачивает группу и
является свидетельством уникальной социальной идентичности мужчин.
Теория социальной идентичности (Social identity theory). Человек относится к своей группе
|