идентифицируемые группы, они стремятся преувеличить реально существующие между ними различия
(например, Billig & Tajfel, 1973; см. также: Brewer, 1979). Тейлор (Taylor et al., 19.78) также отмечал, что
благодаря таким процессам категоризации внутригрупповые различия преуменьшаются, а
межгрупповые преувеличиваются. Однако эта тенденция может зависеть от того, какие различия
рассматриваются. Игли и Младник (Eagly & Mladnic, 1989) установили, что мужчины и женщины
воспринимают гендерные различия довольно значительными в тех областях, где их пол
рассматривается положительно, но считают эти различия несущественными при рассмотрении более
негативных оценок.
Что касается гендера, мы стремимся не обращать внимания на то, какими разными бывают
мужчины и какими непохожими друг на друга могут быть женщины, и в то же время всячески
подчеркиваем, насколько женщины и мужчины отличаются друг от друга. Психологи, занимающиеся
проблемами гендерных различий, часто указывают на то, что хотя в среднем некоторые характерные
черты мужчин и женщин действительно имеют различия, на самом деле среди мужчин и среди женщин
существуют гораздо большие различия, чем между мужчинами как группой и женщинами как группой.
Эту тенденцию видеть больше сходства среди членов чужих групп можно назвать эффектом
гомогенности «чужой» группы (склонностью, например, говорить, что «все они одинаковы»). Фребл и
Бем (Frable & Bem, 1985) установили, что участвовавшие в их экспериментах мужчины чаще путали
выступавших перед ними женщин, а женщины чаще путали выступавших мужчин. Подобное явление
наблюдается потому, что мы более осведомлены о различиях внутри нашей группы, все прочие кажутся
нам похожими друг на друга.
Гендерная сегрегация
Эффект гомогенности «чужой» группы обычно усиливается при отсутствии контактов между
группами или если контакты происходят только при наличии вполне определенных ситуаций
(Quatronne, 1986). Разумеется, нельзя сказать, что мужчины и женщины редко общаются друг с другом,
однако вследствие гендерной сегрегации в семье, на работе и в дружбе контакты таковы, что мы можем
не знать представителей другого пола так же хорошо, как представителей своего собственного.
Гендерная сегрегация начинается в детстве, когда по обыкновению мы стараемся избегать
представителей другого гендера. Тенденция мальчиков играть с мальчиками, а девочек с девочками
начинает проявляться у детей приблизительно уже в трехлетнем возрасте и постепенно усиливается
вплоть до вступления в период полового созревания (Serbin et al., 1993). Маккоби и Джаклин (Maccoby &
Jacklin, 1987) проанализировали около двадцати работ, посвященных исследованию роли сегрегации по
половому признаку в выборе друзей и партнеров до играм у детей от дошкольного до подросткового
возраста, и пришли к выводу, что гендерная сегрегация в этот период жизни довольно ощутимая, но
разбиение мальчиков и девочек по разным группам происходит вовсе не потому, что они так уж сильно
отличаются друг от друга по своим личным качествам. Маккоби и Джаклин установили, что дети с
самыми разными личными качествами стремятся объединяться в социальные группы на основе
общности гендера. Поэтому они предположили, что биологический пол, социальные гендерные ярлыки
и психологическая гендерная идентичность действуют совместно, вынуждая ребенка объединяться с
детьми одного с ним пола и избегать объединения с детьми противоположного пола.
Контакты с представителями иного пола нередко приобретают романтическую окраску уже в
первые годы учебы в школе. Когда Кен, мой семилетний сын, играл на улице со своей одноклассницей
Мириам, то другие дети смеялись над ними, называли их «влюбленной парочкой» и пели: «Тили-тили
тесто, жених и невеста!» (Наверняка вы в детстве слышали эту песенку.) Маккоби и Джаклин (Maccoby
& Jacklin, 1987) предположили, что в детстве сегрегация по половому признаку частично подпитывается
невозможностью проявления сексуальности. Сказывается также и давление социальных норм
поведения, так как дети нередко наказываются родителями или своими сверстниками за дружбу с
представителями противоположного пола. Так, когда мой сын учился в первом классе, его товарищ
перестал дружить с ним только потому, что Кен время от времени играл с их одноклассницей. После
этого Кен играл с девочкой все реже и реже. Гендерная сегрегация также стимулируется различиями в
процессах социализации: это ведет к тому, что мальчики и девочки начинают предпочитать разные
игры, разные игрушки и интересоваться разными вещами.
|