высмеивают, укоряют, иногда применяют и физическое наказание. Все респонденты смогли назвать
унизительные клички, которыми называют детей, не соответствующих гендерной роли.
Помните, что цель поло-ролевой социализации обучить наших детей тому, что является
социально приемлемым для их пола, и подготовить их к взрослым ролям. Можно предположить, что
поло-ролевая социализация в разных культурах является схожей до той же степени, до какой схоже
разделение труда по половому признаку. В одном раннем исследовании, включавшем изучение 110
культур (Barry et al., 1957), было обнаружено явное панкультурное сходство в дифференцированной
социализации мальчиков и девочек. В частности, Барри обнаружил, что для девочек акцент делался на
послушании и ответственности, а для мальчиков на стремлении к достижениям и опоре на
собственные силы.
При пересмотре Вэлчем и Пейджем (Welch & Page) в 1981 г. данных, полученных Барри, было
проведено сравнение паттернов гендерной социализации в африканских странах и странах других
континентов, представленных в выборке. Они обнаружили, что африканские общества в этом аспекте
подобны неафриканским (хотя африканские мальчики испытывали большее нормативное давление по
сравнению с представителями других культур). В ходе анализа данных, полученных Барри, Лоу (Low,
1989) обнаружила, что в девочках чаще поощряли трудолюбие, ответственность и послушание по
сравнению с мальчиками, в которых поддерживали агрессивность, желание полагаться на свои силы,
стремление соревноваться и стойкость. И все же Лоу (1989) отмечала наличие значительных культурных
различий в степени выраженности этого явления. Проведенный ею анализ указал на то, что в
полигамных обществах мужчин поощряли быть более ориентированными на достижение (успех дает
возможность иметь большее количество жен и детей). Кроме того, в обществах, где женщины менее
зависимы экономически, соответственно, менее выражена тенденция воспитывать девочек в
покорности и послушании мужчинам.
С целью исследовать кросс-культурную роль гендера в социализации Вайтинг и Эдвардз (Whiting
& Edwards, 1988) изучили антропологические данные по Кении, Либерии, Индии, Мексике,
Филиппинам, Окинаве, Гватемале, Перу и двум маленьким сообществам в Соединенных Штатах
(данные собирались разными исследователями с 1954 по 1975 г.). Вайтинг и Эдвардз предположили,
что основной путь гендерной социализации помещение мальчиков и девочек в разное окружение, где
они взаимодействуют с разными категориями людей и, следовательно, усваивают разные вещи. Во всех
изучавшихся культурах мальчики имели более свободный доступ к жизни общества, чем девочки, им
чаще давали поручения, позволяющие удаляться от дома, они больше играли и у них было больше
свободного времени. Девочки чаще, чем мальчики, находились со своими матерями, а мальчики чаще,
чем девочки, общались с отцами. Это гендерное различие было наименее выражено на Филиппинах и
на Окинаве. Здесь и отношения между мужьями и женами были наиболее равноправными. Разница
оказалась самой заметной в двух сообществах, где на гендерном различии акцент делался с раннего
детства (в Мексике и в Индии). Исследователи также отметили раннее разделение труда по половому
признаку. Родители давали детям разные поручения в зависимости от пола, и девочки, как правило,
выполняли больше работы, чем мальчики. Вайтинг и Эдвардз предположили, что это явление имело
место потому, что отцы работали вне дома, а та работа, которая оставалась дома, считалась женской.
Следовательно, пишут они, матери обычно просили девочек помочь им. В большинстве культур,
исследованных Вайтингом и Эдвардзом (1988), девочки раньше начинали подвергаться социальному
давлению. Кериг и его коллеги (Kerig et al., 1993) отмечали, что в России практически не существует
таких работ по дому, которые считались бы приемлемыми для мальчиков.
Примечание редактора
В своем кратком обзоре автор, к сожалению, не отметила один из интереснейших случаев
гендерного стереотипизирования, впрочем, может быть из-за того, что этот факт противоречит ее
теоретическим воззрениям.
Франко-канадский ученый Саладин Д'Англюр, исследуя эскимосов-иннуитов, живущих в
центральной арктической Канаде, установил, что до 20% детей воспитывается своими родителями в
духе противоположного пола, то есть мальчиков воспитывают как девочек, и наоборот.
Таким образом, к «третьему полу», как назвал это явление Д'Англюр, принадлежит едва ли не
|