придерживаются традиционного распределения обязанностей в своей жизни.
Одной из причин несоответствия между установками и поведением является то, что человек
может не знать, как выполнять соответствующие действия. Некоторые люди утверждают, что дело
не столько в том, что мужчины пытаются избавиться от выполнения на равных началах работы во
«второй смене», сколько в том, что из-за особенностей социализации они просто не знают, как нужно
делать уборку, готовить или обращаться с детьми. Ранний опыт социализации мог не позволить
мужчинам овладеть навыками, необходимыми для выполнения домашних работ. Соответственно
изменения в поведении могут отставать от изменений установок. Этоу и Лисс (Etaugh & Liss, 1992)
установили, что девочек просят делать больше работ по дому, чем мальчиков, и они значительно чаще
занимаются приготовлением пищи, стиркой и уборкой. Кроме того, поскольку дети обращают больше
внимания на модели, имеющие отношение к их полу, мальчики не придают большого значения тому,
что делает их мать, и не моделируют ее поведение. В результате они не усваивают более
детализированные схемы домашних работ, которыми овладевают представительницы женского пола.
Браверман (Braverman, 1991) говорит, что, если ранний опыт мужчин не позволил им овладеть
навыками работы по дому, они должны учиться им у женщин. Юморист Дейв Барри (Barry, 1987)
предположил, что женщины проводят многие часы за терпеливым изучением основополагающих
понятий, связанных с уборкой в доме (например, откуда появляется чистая посуда), которые остаются
непостижимой тайной для «неполноценных в этом отношении» людей (которыми, как он говорит,
являются примерно 85% мужчин).
Другая причина, объясняющая несоответствие между установками и поведением, состоит в том,
что общие установки часто не предсказывают конкретное поведение. Другими словами, общие
вопросы в отношении того, должна ли домашняя работа выполняться мужчинами на более
равноправной основе, могут не указывать, какой именно объем работ следует выполнять конкретному
мужчине. Если вы действительно хотите знать, желает ли мужчина помогать по дому, узнайте его
установку в отношении выполнения конкретных домашних работ.
Третья причина несоответствия между установками и поведением заключается в том, что другие
установки могут формировать конкурирующие модели поведения. Например, в семьях, где трудятся оба
супруга, часто бывает необходимо, чтобы мужчины отказывались в какой-то мере от своего досуга, с тем
чтобы сделать больше работ по дому. Установки мужчин в пользу досуга и соответствующие модели
поведения могут вступать в противоречие с их моделями поведения, согласующимися с установкой на
справедливость.
Неприятие мужчинами скучных домашних работ может брать верх над их установками в пользу
справедливости. Один мой знакомый мужчина как-то сказал: «Я целиком и полностью за права женщин.
Я не жду, что они будут выполнять домашнюю работу, и не считаю, что это их обязанность. Но я просто
не хочу ее выполнять». Установки мужчин, направленные на продвижение по службе, могут также быть
более значимыми, чем их установки в пользу справедливости, поскольку больший объем заданий по
дому может означать меньшее время, посвященное работе.
Подобно мужчинам, женщины могут иметь установку, которая предполагает, что мужчины
должны делать больше работ по дому, но иметь конкурирующие представления, что «добропорядочным»
женщинам следует присматривать за домом. Поэтому они могут быть не слишком требовательными в
отношении оказания им большей помощи. Бирнат и Вортман (Biernat & Wortman, 1991) обнаружили, что
работающие женщины критически относятся к выполнению своих обязанностей жен и матерей и, когда
оценивают себя, по-видимому, используют в качестве эталона сравнения неработающих жен и матерей.
Многие женщины испытывают сильные внутренние конфликты: с одной стороны, их приучили считать,
что «добропорядочные» женщины делают все эти вещи ради семьи, выражая тем самым свою любовь,
тогда как, с другой стороны, они по-настоящему загружены и нуждаются в помощи (особенно те, у кого
есть дети и у кого отнимает много времени работа). Они сердятся, когда мужчины им не помогают, но
им кажется, что они поступают «дурно», когда просят своих партнеров-мужчин об этой помощи. Этот
случай может быть менее характерен для афроамериканских женщин. В силу долгой истории участия в
трудовой жизни черные женщины не рассматривают занятость на производстве и выполнение
семейных обязанностей в качестве взаимоисключающих элементов (Dugger, 1988). Одно исследование
показало, что черные женщины смотрят на занятость на производстве как на совместимую с
|