материнством в большей степени, чем белые женщины (Murrell et al., 1991).
Согласованность между установками и поведением также частично зависит от социальных норм,
а социальные нормы могут требовать моделей поведения, которые несовместимы с установкой
человека. Например, может оказаться, что мужчины воспринимают социальные нормы как гласящие,
что их мужественность базируется в определенной мере на избегании выполнения женских
обязанностей, таких, как домашняя работа и присмотр за детьми, и опасаются, что их родственники или
приятели станут укорять их за участие в такой деятельности. Они могут ожидать, что услышат от
окружающих презрительные замечания подобного рода: «Мужик, похоже, тебя взнуздали», «Я могу тебе
сказать, кто у вас в семье носит брюки: определенно не ты» и «Какие же мы женственные!» Такая
реакция со стороны окружающих показывает мужчинам, что выполнение домашних обязанностей для
них социально неприемлемо. Гюнтер и Гюнтер (Gunter & Gunter, 1990) установили, что в семьях, где
мужья отличались традиционной мужественностью (как она оценивается с помощью Опросника Бем
Bem Sex Role Inventory), жены выполняли наибольший объем домашних работ, а мужья наименьший.
Фаулкс (Fowlkes, 1987) указывает, что в то время как статус женщины часто повышается за счет
добавления к ее домашним обязанностям факта занятости на оплачиваемой работе, статус мужчины
нередко понижается, если он выполняет «женскую» работу. Социальные нормы, связанные с домашней
работой, становятся для нас очевидны в период детства (мы уже упомянули, как родители заставляют
мальчиков и девочек выполнять различные задания и как это отражается на традиционном
распределении обязанностей по дому).
Женщины могут также полагать, что социальные нормы поддерживают более традиционное
разделение домашних обязанностей. Большая часть нас воспитывалась в семьях, где труд определялся
половой принадлежностью, и если оглянуться вокруг, то видно, что эти нормы продолжают иметь
место. Переступить через социальные нормы очень трудно, и многие женщины испытывают меньшую
вину и дискомфорт в отношении своей оплачиваемой работы, если они выполняют большую часть
домашней работы и ухода за детьми. Конечно, как мы указывали ранее, социальные нормы не
универсальны даже внутри одного и того же общества. В отдельных социальных группах женщину не
воспринимают негативно, когда она не удовлетворяет своей роли хозяйки дома или если ее супруг
вносит равный вклад в работы по дому.
Справедливость и дифференциация домашних обязанностей
Как же женщины относятся к несправедливому распределению домашних обязанностей? Здесь
можно воспользоваться теорией справедливости (equity theory), обсуждавшейся в главе 3. Мы помним,
что, согласно этой теории, человек, сталкивающийся с ситуацией, когда он получает несправедливо
низкую заработную плату, обычно стремится восстановить справедливость. При выполнении домашней
работы женщины, как правило, пытаются добиться подобного за счет уменьшения собственного вклада,
что подразумевает снижение требований к себе (например, перестают ежедневно заправлять постель,
оставляют кухонный пол неподметенным дольше обычного), попытки заставить супруга увеличить свой
вклад (например, взять на себя часть домашних обязанностей) или, что бывает чаще, и то и другое.
Согласно исследованию Хохшильда (Hochschild, 1989), большинство женщин проигрывают сражение за
большее участие их мужей в работе по дому. Теория справедливости предполагает, что, как только
человек проигрывает это сражение, перед ним открываются две возможности разрешения
несправедливой ситуации: разорвать отношения или изменить свое отношение к происходящему. Хотя
некоторые женщины и решаются разорвать свои отношения с партнерами по этим причинам,
когнитивное приспособление является, вероятно, более типичным. Оно может подразумевать
привлечение внимания к тому факту, что супруг делает больше, чем большинство мужчин, или что он
«добр с детьми» (если это действительно имеет место), или же получение удовлетворения от своего
статуса «сверхженщины».
Стремление увеличить вклад мужа в работу по дому иногда приводит к новому конфликту, когда
мужчина делает то, что женщина расценивает как вялые попытки равного распределения домашних
обязанностей. Когда моя подруга однажды оставила на время своих детей с мужем, он забыл их
накормить, переодеть и причесать. Его ответ на ее беспокойство по поводу такого ухода за детьми был
|