мужчины не догадываются об этой часто невыраженной динамике и что они стремились бы принять
большее участие в работе по дому, если бы поняли, какой ущерб их отношениям с женщинами наносит
их неучастие в выполнении домашних обязанностей.
Изменение поведения родителей и педагогов
Родителям и педагогам необходимо научиться подходить к детям исходя из индивидуальных
особенностей последних, а не из предполагаемых гендерных различий. Из содержания глав 1, 2, 5 и 6
видно, что гендер детей может влиять на то, чего родители и учителя от них ждут, а это может повлечь
за собой различное отношение к детям, основанное на их гендерной принадлежности. В результате у
детей могут выработаться гендерно дифференцированные навыки и представления о себе, которые
станут затем ограничивать их возможности.
Учителей можно направлять на курсы, на которых будет говориться о гендерной
тенденциозности в педагогике и о том, как с ней бороться. Бем (Bem, 1981) предполагает, что
безобидные на первый взгляд гендерные различия в учебной обстановке тем не менее играют весьма
важную роль. Так, Бем заметила, что мальчиков и девочек часто просят построиться по отдельности;
они разучивают песни, в которых большие пальцы рук это «мужчины», а остальные пальцы
«дамы»; они видят, что изображения девочек и мальчиков в расписаниях уроков чередуются. В классе
моего сына в 1993 г. в расписании уроков можно было увидеть девочек-медведиц и мальчиков-
медвежат, а также слышать песни с такими словами: «Маленькие девочки сделаны из сладостей,
пряностей и всяческих любезностей... мальчики сделаны из улиток, ракушек и зеленых лягушек». Мне
кажется, что даже такие гендерные различия, как только что названные, которые выглядят совершенно
безобидными, не должны иметь место в классе, поскольку они заставляют детей проводить гендерные
разграничения в отношении вещей, которые играют определенную роль, например того, должны ли
представители их гендера демонстрировать превосходство в какой-то дисциплине. Гендерные различия
также способствуют гендерной сегрегации в отношениях между детьми, предполагая, что между
мальчиками и девочками существует и должен оставаться определенный барьер. Родители и педагоги
часто способствуют гендерной сегрегации в школах и дома, а это ведет к дальнейшему разделению на
категории на основе гендера. Маккоби и Джеклин (Maccoby & Jacklin, 1987) рекомендуют, чтобы учителя
и родители сознательно создавали для детей среду, свободную от гендерных различий, в которой
поощрялась бы совместная игра, равноправные отношения между мальчиками и девочками и участие в
играх, обычно предпочитаемых каким-то одним гендером (например, девочки могут играть в футбол, а
мальчики в «классики»). Поскольку пространственные и математические навыки, а также эмпатия
являются желательными для обладания качествами, не зависящими от гендера, родители и педагоги
должны побуждать всех детей играть в различные игры и с игрушками, которые способствуют развитию
этих навыков.
Джеклин (Jacklin, 1989) предлагает, чтобы государственные организации, такие, как Ассоциация
родителей и учителей (РТА), объясняли родителям ту роль, которую играют в изучении математики
ожидания, основанные на половой принадлежности. В книгах по развитию ребенка, которые читают
родители, может обсуждаться дифференцированная социализация и то, как она способна ограничить
развитие уникального потенциала их ребенка. К сожалению, как подметила Джеклин (Jacklin, 1989),
СМИ часто неправильно информируют общественность в отношении исследований гендерных
различий, указывая родителям, что различия между их сыновьями и дочерьми носят естественный
характер и вполне ожидаемы.
В главе 1 мы заметили, что один из путей, с помощью которого дети узнают о гендерных ролях,
это наблюдение. В главе 4 мы обратили внимание на то, что когнитивное разграничение гендеров
начинается в детстве, когда мы видим мужчин и женщин, исполняющих различные социальные роли, и
обнаруживаем, что гендер является важной категорией, направляющей наше поведение. Отсюда
следует, что равноправное распределение обязанностей у нас в доме и отказ от представления, что
мужчинам и женщинам следует выполнять определенные задания, могли бы снизить для детей
значимость гендерных различий. В обсуждении половой типизации, имеющей место в детстве, Сербин
|