с коллегами (Serbin et al., 1993) предположили, что стереотипы естественны, но не являются
неизбежными: «факторы среды оказывают большое влияние на то, как дети узнают о стереотипах,
присутствующих в их обществе, и перенимают их» (р. 55). Мартин (Martin, 1993) говорит, что при
избытке в нашем обществе связанных с гендером факторов дети будут обязательно впитывать
соответствующие стереотипы. Однако она замечает, что использование и принятие таких стереотипов
не является неизбежным, особенно если детей знакомят с ролевыми моделями, не обусловленными
половой принадлежностью. Когда родители выходят за рамки традиционных гендерно-ролевых схем,
это может привести к тому, что установки их детей в отношении гендерных ролей изменятся. Например,
в одном долговременном исследовании, продолжавшемся 11 лет, активное участие родителей в жизни
их детей-дошкольников предопределяло поддержку подростками нетрадиционных видов занятости, а
участие родителей в жизни 79-летних предопределяло поддержку нетрадиционных схем воспитания
детей (Williams et al., 1992).
Однако родители не являются единственными агентами гендерной социализации. Гендерно-
нейтральный язык в детской литературе и изображение в детских передачах женщин и мужчин,
исполняющих домашние и деловые роли, должны пройти долгий путь, с тем чтобы дети перестали
злоупотреблять гендерным разграничением. Некоторые исследования показывают, что средства
массовой информации могут изменить восприятия, связанные с половыми стереотипами (Johnson &
Ettema, 1982; Roberts & Bachen, 1981), и мы процитировали в главе 1 ряд свидетельств, говорящих о том,
что в гендерных образах в средствах массовой информации наметились определенные улучшения. К
сожалению, традиционные гендерные образы будут доминировать до тех пор, пока будет считаться, что
они помогают продавать товары и привлекать зрителей или читателей. Потребители могут иногда
влиять на образы, фигурирующие в средствах массовой информации, посылая письма и отказываясь
покупать товары компаний, которые используют стереотипные гендерные образы. Кроме того,
родители должны критически оценивать книги, фильмы и телепередачи, которые смотрят их дети, с тем
чтобы у детей было меньше шансов столкнуться с поло-стереотипными образами. К примеру, Джунн с
коллегами (Junn et al., 1994) обнаружили, что детские фильмы Диснея, имеющиеся в продаже или
видеопрокате, изображают представителей обоих гендеров в манере, которая является откровенно поло-
стереотипной. Более того, поскольку эти фильмы зачастую просматривают неоднократно (дети будут с
удовольствием смотреть одну и ту же картину по много раз), они могут особенно способствовать
привитию подобных взглядов.
Изменение ложных представлений о гендере
Философ Джеймс Рейчелз (Rachels, 1986) говорит, что, когда мы испытываем в отношении чего-
то сильные чувства, заманчиво поверить, что мы знаем истинное положение вещей, не давая себе труда
оценить свои представления с точки зрения логики. Проблема заключается в том, замечает Реичелз, что,
если мы хотим докопаться до истины, нам следует руководствоваться логикой. Именно такова ситуация
с гендерными различиями. Мы окружены культурной средой, которая провозглашает, что мужчины и
женщины не похожи друг на друга и должны исполнять различные социальные роли. Мы привыкли к
мысли, что мужчины и женщины это две противоположности, и довольствуемся ею. Подобные идеи
настолько распространены в нашем обществе, что они считаются истиной в последней инстанции и
препятствуют каким бы то ни было изменениям. Логика и исследования, однако, показывают, что
многие расхожие представления, касающиеся гендера, ошибочны.
Ложные представления о гендере
Ложное представление 1: гендерные различия огромны
Часто употребляемое выражение «противоположный пол» является всего лишь одним из
примеров широко распространенного представления, что один гендер значительно отличается от
другого. В опросе Гэллапа, проведенном в 1993 г., 65% опрошенных заявили, что, даже не принимая в
расчет чисто физические различия, мужчины и женщины коренным образом отличаются друг от друга
|