отношении намного больше, чем мужчины, из-за сложившейся практики распределения обязанностей,
принятой по взаимному согласию обоими родителями (женщина остается все время дома, а мужчина
зарабатывает деньги). Она говорит, что одним из преимуществ общества с более равноправными
отношениями между гендерами может быть то, что разведенные отцы, которые принимали равное
участие в воспитании своих детей, станут чаще видеться с ними и оказывать им большую финансовую
поддержку. Кроме того, если женщины не отказались от получения образования и профессиональной
карьеры лишь в силу того, что они вышли замуж или завели детей, они окажутся в более благоприятных
экономических условиях в случае развода. Негативные последствия развода могут быть сведены к
минимуму, так как мужья и жены будут решать больше общих вопросов и в результате сохранят более
прочные и содержательные отношения.
Воспитывая своих дочерей и сыновей по-разному, мы также оказываем им дурную услугу, не
готовя их к тем различным ролям, которые им, скорее всего, придется исполнять, и ограничивая их
профессиональный выбор. Мне приходит на память один комик, который сказал, что игрушки и игры
девочек учат нас хоть чему-то полезному: став взрослым, он никогда особо не жалел о том, что не умеет
бить по бейсбольному мячу. Мир также стал бы более гармоничным, если бы мужчины и женщины
обладали как традиционно женскими качествами эмпатии и внимания к окружающим, так и
традиционно мужскими качествами уверенности и независимости другими словами, если бы
социализация людей была направлена на их большую андрогинность. Об андрогинности мы говорили в
главе 1. Вспомним, что Бем (Bem, 1975) предположила, что человек с андрогинными характеристиками
мог бы функционировать более эффективно и в более разнообразных условиях, чем человек,
обладающий более традиционными мужскими или женскими качествами. В своих более поздних
работах Бем (Bem, 1981) предупреждает, что концепция андрогинности по-прежнему предполагает, что
некоторые желательные качества являются «мужскими», а некоторые «женскими» и что именно это
разграничение порождает гендерные схемы и проецирует гендерную принадлежность на ситуации,
которые не имеют с ней ничего общего. Идеальной же является такая ситуация, когда эмпатия,
внимание к окружающим, уверенность и независимость рассматриваются как ценные черты личности,
но связываются при этом не с женственностью или мужественностью, а с общечеловеческими
качествами.
Как можно изменить эти ложные представления?
Мы начали главу 1 с исследования идеи, что основными источниками гендерных различий
являются социальные нормы и стереотипы, прививаемые нам обществом. Эти нормы и стереотипы
укоренены в нашей культурной среде, и их можно легко обнаружить в литературных произведениях,
фильмах, телепередачах, анекдотах и в различных видах деятельности, осуществляемой женщинами и
мужчинами. Из-за желания быть социально корректными и нравиться окружающим люди принимают
гендерные нормы почти автоматически. Кроме того, как утверждают Басси и Бандура (Bussey & Bandura,
1992, p. 1249):
"Маловероятно, что детям удастся привить эгалитарные (уравнительские) стандарты и модели
поведения за счет одного лишь воздействия со стороны родителей, если эти стандарты и модели не
будут одобрять группы сверстников и другие значимые элементы в обществе (Weisner & Wilson-Mitchell,
1990). В силу избыточной половой сегрегации и сильного давления со стороны сверстников,
требующего приспособления, стереотипные гендерные стандарты могут быть очень устойчивыми и не
поддаваться изменениям, если отсутствуют радикальные социальные перемены."
Радикальные социальные перемены, как же их можно вызвать? Как можем мы внести в
социальные нормы изменения, необходимые для движения в сторону гендерно равноправного
общества? Какую роль могут сыграть люди в изменении социальных ролей? Тойтс (Thoits, 1987)
замечает, что человеческие существа это вовсе не роботы, запрограммированные обществом; скорее
они несговорчивые актеры, способные стать бунтарями и изменить социальную структуру, если они
того пожелают. Социальные психологи установили, что меньшинство может влиять на большинство и
|