Navigation bar
  Print document Start Previous page
 19 of 167 
Next page End  

С точки зрения социальной психологии, гендер находится под сильным влиянием как
культурных норм, устанавливающих, что должны делать мужчины, а что — женщины, так и социальной
информации, внушающей людям, насколько велика разница между мужчинами и женщинами. Теория
нормативного и информационного давления частично объясняет, каким образом мы учимся этим
нормам и что заставляет нас придерживаться их. В этой главе будет обсуждаться гендерно-ролевая
социализация, процесс, в ходе которого мы научаемся тому, что социально приемлемо для мужчин и для
женщин. Несмотря на то что многие из представленных здесь идей присущи скорее психологии
развития, чем социальной психологии, они с полным правом заняли свое место в социальной
психологии гендера.
Специалисты, занимающиеся психологией развития, обозначают термином дифференциальная
социализация процесс, в ходе которого мы учим мужчин и женщин, что есть вещи, которые свойственны
одним и несвойственны другим, в зависимости от пола обучаемого.
Социализация (Socialization). Процесс, посредством которого человек обучается
соответствующим моделям поведения в обществе, ценностям и т. д.
С позиций сформулированной Колбергом (Kohlberg, 1966) теории когнитивного развития
(cognitive-developmental theory) гендера, вся информация, касающаяся гендерного поведения, отражается
у нас в сознании в виде гендерных схем (gender schemas). В них содержится все, что данный человек
знает о гендере. Акцентируя наше внимание на отдельных вещах, гендерные схемы влияют на
переработку информации и, кроме того, оказывают воздействие на память, так как легче запоминается та
информация, которая вписывается в рамки уже имеющихся представлений. Психология развития
рассматривает гендерные схемы у детей, тогда как сферу интересов социальных психологов составляют
гендерные схемы и их роль в создании гендерных стереотипов у взрослых. Когнитивные аспекты
гендера будут достаточно широко рассмотрены в главе 5. В 6-й главе мы узнаем, что дифференциальная
социализация — явление панкультурное: девочек и мальчиков во всех культурах социализируют по-
разному.
Зачатки дифференциальной социализации можно увидеть еще до рождения ребенка. Как вы
думаете, почему будущие родители хотят знать, кто у них будет — мальчик или девочка? Почему
окружающие тоже хотят быть в курсе? (Отчего беременную женщину все постоянно спрашивают, кто у
нее будет и кого она хочет — мальчика или девочку?) Эти пытливые умы интересуются полом ребенка
только потому, что, в зависимости от гендера, представляют себе детей по-разному. Родители хотят
знать пол ребенка, поскольку от этого будет зависеть, как они его назовут, какую одежду, игрушки и
украшения будут покупать, чем будут с ним заниматься. Исследование (Shakin et al., 1985), проведенное в
пригородных универмагах, показало, что одежда 90% детей была типична для их пола по стилю или
цвету. В Мексике родители прокалывают уши и вешают серьги своим маленьким дочерям, чтобы
окружающие не ошибались относительно пола ребенка. В американской культуре наших дней для
новорожденных девочек очень популярны эластичные ленты с бантами. Как станет ясно по ходу чтения
этой книги, гендер — это чрезвычайно важная социальная переменная. И родителям очень не хочется,
чтобы окружающие допускали ошибку в отношении пола их детей.
Дифференциальное усиление и дифференциальное подражание
Два основных механизма, осуществляющие дифференциальную социализацию,— это
дифференциальное усиление и дифференциальное подражание (Mischel, 1970). О дифференциальном
усилении (differential reinforcement) мы говорим, когда приемлемое гендерно-ролевое поведение
вознаграждается, а неприемлемое — наказывается, при условии, что поощрение или наказание человека
за определенные модели поведения, интересы и т.д. зависит от его биологического пола.
Вознаграждение часто выступает в форме общественного одобрения. И наоборот, всякое
отклонение от модели поведения, которая в нашей культуре считается соответствующей гендерной
роли, в большинстве случаев наказывается социальным неодобрением. Например, в ряде исследований
было показано, что мальчики, которые, вопреки нормам, играют не только с детьми одного с собой
Hosted by uCoz