Поло-ролевой опросник Сандры Бем
Поло-ролевой опросник Бем (BSRI; Bem, 1974) это наиболее широко используемый
инструмент для измерения того, как взрослый человек оценивает себя с точки зрения гендера
(Hargreaves, 1987). Опросник включает в себя 60 прилагательных, каждое из которых обследуемый
оценивает по 7-балльной шкале исходя из того, насколько точно оно его характеризует. Двадцать
прилагательных из этого списка составляют шкалу мужественности: мужественный(-ая),
анализирующий(-ая), амбициозный(-ая), агрессивный(-ая), доминантный(-ая) и т. д.; еще двадцать
составляют шкалу женственности: женственный(-ая), теплый(-ая), любящий(-ая) детей, внимательный(-
ая) к нуждам окружающих и т. д.; а оставшиеся двадцать нейтральные: завистливый(-ая), надежный(-
ая), серьезный(-ая), с большим самомнением, тактичный(-ая). Прилагательные были отобраны исходя из
того, какие характеристики считались гендерно-соответствующими в то время, когда создавалась шкала.
Это делалось с целью определить место гендера в культурном контексте, а не в личности отдельного
человека (Bem, 1993). Человек, набравший большое количество баллов как по шкале мужественности, так
и по шкале женственности, считается андрогинным; тот, кто набрал высокий балл по шкале
женственности, но низкий по шкале мужественности, считается женственным; тот же, чей балл по
шкале мужественности намного превышает результаты по шкале женственности, считается
мужественным. Термином «недифференцированный» в этом опроснике обозначаются те, кто набрал
одинаково низкие баллы как по шкале мужественности, так и по шкале женственности. Поло-
типизированным человеком мы называем того, чье самоопределение и поведение совпадает с тем,
которое считается в его обществе гендерно-соответствующим.
Существует ряд научных работ, в которых исследовались результаты проведения BSRI в
неевроамериканских группах. Интересно, что они нередко противоречат общепринятым стереотипам.
Согласно Де Леон (DeLeon, 1993), афроамериканцы и пуэрториканцы, как мужчины, так и женщины,
более андрогинны, чем евроамериканцы. Два других исследования тоже показали, что
афроамериканские женщины набирают больший балл по андрогинии, чем евроамериканки (Binion, 1990;
Dugger, 1988). Это можно объяснить исторически сложившимся высоким уровнем безработицы среди
чернокожих мужчин и низкой оплатой их труда, в результате чего чернокожие женщины заняли на
рынке рабочей силы более уверенные позиции по сравнению с белыми женщинами. Исторический
опыт афроамериканок привел к тому, что их представление о женственности стало включать
уверенность в себе, физическую силу, находчивость и самостоятельность (Dugger, 1988). В
исследовании, проведенном в 1983 г. Пу и Васкес-Наттал среди женщин, обучающихся в колледжах,
наиболее высокие баллы по шкале мужественности набрали чернокожие студентки, за ними следовали
латиноамериканки, а затем белые женщины (отчет об исследовании см. Vazquez-Nuttall et al., 1987). Такие
же результаты были получены Де Леон (DeLeon, 1993).
Кранау и соавторы (Kranau et al., 1982) выявили, что мексиканки наиболее женственны среди
иммигрантов, ассимилировавших культуру американского общества, несмотря на то что их поведение
становится все менее и менее женственным. Зато пуэрториканские женщины, живущие на острове, по
данным одного из последних исследований, отнюдь не оказались более женственными, чем
пуэрториканки, живущие в Соединенных Штатах (DeLeon, 1993). Сравнение результатов BSRI у
афроамериканских, пуэрториканских и евроамериканских мужчин показало, что самый высокий процент
мужчин женственного типа и самый низкий процент мужчин мужественного типа обнаружился среди
пуэрториканцев. Пуэрториканские мужчины в среднем набирали значительно больше баллов по шкале
женственности, чем мужчины из афроамериканской и евроамериканской подгрупп. Де Леон считает
причиной то, что пуэрториканская культура поощряет проявления привязанности к семье, заботы о
других, заботы о детях черты, которые описывают в BSRI женственный тип. Перечисленные
исследования указывают нам на роль культуры в создании гендерных типов, а также на явный
недостаток научных работ в этой области. В шестой главе мы продолжим обсуждение связей между
гендером и культурой.
Споры по поводу опросника Сандры Бем и концепции андрогинии
|