целом успешнее, чем девушки (Friedman, 1989).
Это расхождение в математических способностях, внезапно проявляющееся в период полового
созревания, может быть либо следствием того, что изменение гормонального фона влияет на подобные
навыки, либо результатом усиления социальных различий между юношами и девушками.
«Гормональная» теория кажется неубедительной хотя бы потому, что, по данным недавних
исследований, эти различия за последние годы значительно уменьшились (Becker & Hedges, 1984;
Friedman, 1989; Hyde et al., 1990 а), и такая тенденция повсеместно наблюдается в странах,
продвинувшихся по пути гендерного равноправия (Baker & Perkins-Jones, 1993). Метаанализ
незаменимый инструмент для изучения временной перспективы гендерных различий в выполнении
математических заданий. Главное его достоинство в том, что данные многочисленных исследований за
один период времени можно статистически сравнить с результатами большого числа исследований за
другой отрезок времени.
Вплоть до окончания школы девочки учатся лучше, чем мальчики, по всем предметам, включая
математику, а в институте молодые люди начинают обгонять девушек по математическим
дисциплинам (Stockard & Wood, 1984; Wentzel, 1988).
Фридман (Friedman, 1989) был произведен впечатляющий метаанализ 98 исследований
гендерных различий в выполнении математических заданий за период с 1974 по середину 1987 г. Эта
работа впечатляет тщательностью и особым вниманием к тем факторам, у которых предыдущие
исследователи обнаружили способность повышать валидность метаанализа. В число
проанализированных научных работ входили диссертации, статьи в журналах и обширные
национальные исследования, в которых участвовали ученики всех ступеней образования: от младшей
начальной школы до выпускных старших классов. Результаты, полученные Фридман, говорят о том, что
средние половые различия в выполнении математических заданий в настоящее время очень малы.
Более того, при сравнении значений величины отличий, полученных путем метаанализа в разные
периоды времени, становится ясно, что половые отличия в математических успехах в пользу мужчин с
течением времени заметно сократились. Например, если у Хайда (1981) среднее значение (d) равнялось
0,43 (вспомним, что 0,20 считается малой, а 0,50 средней величиной отличий), то в работе Фридман
(1989) сообщается уже цифра 0,22, а по результатам метаанализа 100 исследований, проведенного
Хайдом и его коллегами (Hyde et al., 1990 а), эта величина упала до 0,05. Фейнгольд (Feingold, 1988) по
итогам метаанализа с использованием норм для некоторых широко применяемых стандартных методик
(среди них PSAT, SAT, DAT) также обнаружил, что гендерные отличия в математических способностях с
годами стираются.
Валидность (от англ. valid пригодный, имеющий силу). Комплексная характеристика
методики, включающая сведения об области исследуемых явлений и репрезентативности
диагностической процедуры по отношению к ним (Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по
психодиагностике).
Несмотря на уменьшение величины гендерных различий в области математических дисциплин,
Фейнгольд (1988) и другие ученые (Becker & Hedges, 1984; Benbow & Stanley, 1980, 1982) столкнулись с
тем, что среди одаренных в математике подростков оказывается непропорционально большое число
мальчиков. Что-то подобное обнаружилось у Хайда и его коллег (Hyde et al., 1990 а): когда они
сопоставили результаты исследований начиная с младших классов и заканчивая вузами, то полученные
гендерные различия в большинстве случаев равнялись нулю. Однако когда результаты исследований,
проведенных в вузах и школах, были проанализированы отдельно, то различия в том, насколько
успешно решались задания (как в словесной, так и в письменной форме), обнаружились и в вузах (d =
0,29), и в школах (d = 0,32), причем и там и там мужчины были успешнее. (Заметьте, что величина
различия не является большой, она лежит в пределах от средней до маленькой.) Различий в счетных
способностях и улавливании сути математических понятий обнаружено не было. Впрочем, как отметили
Экклз и ее сотрудники, в этих исследованиях не измерялись ни усилия, ни возраст, когда ребенок в
|