Navigation bar
  Print document Start Previous page
 40 of 167 
Next page End  

первый раз столкнулся с математикой, поэтому мы не можем заключить, что полученные различия
коренятся действительно в способностях, а не в разнице в опыте (Eccles & Jacobs, 1986; Eccles et al.,
1990).
По мнению Кенрика (Kenrick, 1988), половые различия в математической производительности не
являются следствием отличий в когнитивных способностях. Он придерживался точки зрения, что
половые различия в этой области напрямую связаны с половыми различиями, касающимися
агрессивности и производного от нее стремления к соревнованию. Более того, Кенрик заявил, что это
«гиперактивное влечение к доминированию» существует у мужчин благодаря повышенному уровню
гормона тестостерона у них в крови. В поддержку своей позиции он приводит тот факт, что у женщин
успеваемость лучше, чем у мужчин, в том случае, если они учатся в рамках не очень загруженного
учебного плана школьной математической программы, но она резко снижается при обучении по более
насыщенной программе SAT-M. Хотя есть основания верить тому, что мужчины более подвержены духу
соревнования, чем женщины, мы не можем с такой же уверенностью сказать, что природа этого отличия
является гормональной хотя бы потому что мужская гендерная роль несомненно предполагает
соревнование в гораздо большей мере, чем женская роль. Более того, вопреки всем историям на эту
тему, которые вы могли почерпнуть из СМИ, исследования связи между половыми гормонами и
когнитивными способностями (Golub, 1976; Hampson & Kimura, 1988; Heister et al., 1989) смогли
предоставить лишь очень слабые доказательства, говорящие в пользу гормонально-когнитивной
гипотезы (обсуждение этого исследования см. в: Halpern, 1992, р. 120—133). Из последующего
обсуждения станет понятно, что есть веские причины полагать: далеко не последнюю роль в появлении
половых различий в математической сфере в пубертатный период играют социальные факторы.
Почему в высшем учебном заведении успеваемость мужчин и женщин начинает различаться
Какими могут быть причины внезапного появления различий между мужчинами и женщинами в
успешности решения математических задач? Тому есть несколько убедительных объяснений.
1. Женщинам недостает уверенности в своих математических способностях, и они не
рассчитывают на успех в этой области. По результатам некоторых исследований (Eccles, 1989;
Fennema & Sherman, 1977, 1978), женщины реже посещают лекции по математике не только потому, что в
противном случае они рискуют почувствовать, что уклоняются от социальных норм, но и из-за того, что
им просто недостает уверенности в своих математических способностях и они не рассчитывают на
успех. Экклз (1989) в своем исследовании продемонстрировала, как уверенность женщин в своих
математических способностях снижается начиная с седьмого класса и далее, включая период обучения в
высших учебных заведениях. Феннема и Шерман (1977, 1978) обнаружили доказательства наличия связи
между уверенностью в усвоении математических дисциплин и успеваемостью в этой области знаний.
По результатам одного исследования (Meehan & Overtoil, 1986), мужчины вообще имеют более высокие
ожидания успеха в решении задач, чем женщины. Экклз и ее коллеги (Eccles et al., 1990) обнаружили, что
из-за гендерных различий в восприятии своих способностей мужчины и женщины выбирают
различные учебно-тренинговые программы и стремятся к различным родам деятельности.
В ходе метаанализа гендера и отношения к математике Хайд и его коллеги (Hyde et al., 1990 b)
обнаружили лишь малые гендерные различия, касающиеся уверенности в своих математических
способностях, однако во время институтского обучения эти различия оказались на порядок больше.
Ученые пришли к выводу, что существуют другие факторы (часть из которых рассмотрена ниже), более
убедительно объясняющие появление таких гендерных различий в пубертатный период.
2. Девочки могут считать математические достижения неподходящими для своей гендерной
роли. Это объяснение предполагает веру многих женщин в то, что хорошо учиться по математике это
гендерно-несоответствующее поведение, и, следовательно, они и не стараются добиваться успехов в
этой области. Примечательно, что мальчики и девочки вплоть до подросткового возраста не
различаются в своем отношении к математике (Etaugh & Liss, 1992). Хайд и его коллеги (Hyde et al., 1990
b) установили, что среди студентов юноши с большей уверенностью считают математику мужским
занятием, чем девушки (значение величины отличий для всех групп достигало 0,90, а наиболее высокие
значения наблюдались в группах от 15 до 18 лет). Исследователи предположили, что мужчины
Hosted by uCoz