подчиниться общему духу, но тогда бы я чувствовал, что изменяю себе. Я не хочу оскорблять людей и
нечестно поступать с женщинами из нашей команды. Я мог бы быть самим собой, но это повлекло бы за
собой боль, чувство стеснения и отверженности. Таким образом, мой путь лежит где-то посередине. Я
решил пойти на компромисс."
Еще одна причина отставания перемен в поведении от изменений в аттитюдах, быть может,
кроется в том, что ранние, более строгие нормы ограничили для многих мужчин возможности усвоения
навыков взаимоотношений и самораскрытия, а также работы по дому и ухода за детьми. Из-за этого
уровень соответствия аттитюдов поведению может быть невысоким. Килмартин (Kilmartin, 1994)
рекомендует организовывать для мужчин группы, мастерские или специальную терапию по
приобретению экспрессивных навыков, а Левант (Levant, 1992) даже описывает несколько удачных
проектов подобного рода.
К сожалению, отсутствие официально утвержденных диагностических единиц является
серьезной помехой для опознания и лечения проблем, порождаемых мужской ролью. В справочнике
DSM-IV (Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders), выпущенном Американской
психиатрической ассоциацией в 1994 г., не существует диагностических единиц, соответствующих
мужскому гендерно-ролевому стрессу, мужскому гендерно-ролевому конфликту, компенсаторной
мужественности, алекситимии. Каплан (Caplan, 1991) предложила ввести для мужчин отдельную
категорию, которую назвала «личностным расстройством с доминированием иллюзий» (delusional
dominating personality disorder). Помимо всего прочего, эта категория включает в себя неспособность
устанавливать и поддерживать межличностные взаимоотношения, неспособность распознавать
определенные чувства других людей и выражать свои чувства.
В предложении Каплан включить в DSM категорию «delusional dominating personality disorder»
была определенная доля сарказма (создатели очередной версии справочника настаивали на включении
в него ряда малоизученных специфически женских расстройств, но категорически отказывались от
рассмотрения соответствующих «мужских» расстройств). Так или иначе, клиническим психологам и
психиатрам необходимо обращать больше внимания на проблемы, создаваемые традиционными
гендерными ролями, и тем самым помочь мужчинам развить новые для них навыки и, возможно,
оспорить старые роли. Гуд и его коллеги (Good et al., 1990) доказывают важность применения
«осознающего гендер» подхода (gender-aware) при работе со всеми пациентами. Этот подход включает
в себя понимание того, как на пациента повлияли социализация и сексизм. Левант (Levant, 1992)
добавляет, что гендерно-осознающая терапия требует от терапевта понимания того, что в процессе
лечения может возникнуть необходимость применения навыков или моделей поведения, не
соответствующих аспектам традиционной мужской роли, таким, как идентификация и открытое
выражение чувств. О'Нил и Иган (O'Neil & Egan, 1992) предложили терапевтам вместе с клиентами
предпринимать «гендерно-ролевое путешествие», в ходе которого они разберутся в том, каким образом
гендерные роли и стереотипы привели к негативным последствиям у них самих и у окружающих,
добьются в конечном счете изменений в себе и раскроют другим глаза на опасности сексизма. О'Нил и
его коллега разработали и оценили план работы мастерских, которые должны облегчить это гендерно-
ролевое путешествие (O'Neil & Roberts Carroll, 1987, 1988 а, 1988 b). Однако большинству клинических
психологов, к сожалению, не удается по разным причинам сконцентрироваться на традиционных
гендерных ролях как источнике проблем клиента (Kupers, 1993).
Для того чтобы приспособиться к переменам в мужской роли, мужчинам может понадобиться не
только помощь в развитии определенных навыков, но и реорганизация социальных институтов.
Другими словами, отставание перемен в поведении от изменений в аттитюдах может происходить еще
и потому, что нормы и политика организаций продолжают опираться на традиционные понятия о
разделении работы по дому и поэтому не способствуют ролевым изменениям. Плек (Pleck, 1985) писал,
что хотя в последнее время много говорится о большем вовлечении мужчин в семейную жизнь и
создается впечатление сдвигов в этой области, но в учреждениях, где работают мужчины, никакой
реальной поддержки им не оказывается (существует очень мало льгот, дающих право уходить в отпуск
после рождения ребенка, использовать гибкий график, отлучаться на школьные мероприятия и т.д.).
Хиггинс и Дагсбери сетовали на устаревшую, но все еще действующую в большинстве организаций
|