Navigation bar
  Print document Start Previous page
 93 of 167 
Next page End  

Социальное познание
Эта глава посвящена особенностям социального познания гендера. Внимание будет
фокусироваться на том, как присущие нам от рождения стратегии обработки информации, и прежде
всего наша склонность к категоризации, влияют на наше восприятие окружающих. Наш мир полон
неисчислимого множества людей, вещей и разнообразных ситуаций. Мы могли бы лишиться рассудка,
если бы замечали и обрабатывали всю поступающую к нам информацию без исключения. Однако нам
удается остаться в здравом уме — и отчасти потому, что мы не обрабатываем все подряд. На самом деле
мы обрабатываем лишь то, что замечаем. Что же заставляет нас обращать внимание именно на эти
явления? Как правило, мы отмечаем такие параметры, как размер, цвет, громкость и новизна
(необычность). Однако не менее важную роль может играть и наш предыдущий опыт, а также наша
осведомленность о том, что является существенным в данной ситуации, а что — нет.
Для того чтобы свести наш многообразный внешний мир к когнитивно воспринимаемой форме,
мы распределяем поступающую к нам информацию по отдельным категориям. Таким образом
формируются особые когнитивные структуры, называемые схемами. Эти схемы влияют на то, как
происходит восприятие, хранение и воспроизведение поступающей к нам внешней информации.
Короче говоря, эти схемы руководят процессом обработки информации. Обычно мы имеем наготове
когнитивные категории для большинства социальных ситуаций (событийные схемы), для людей,
которые нам знакомы (личностные схемы), и для социальных групп, идентифицируемых на основе
гендера, этнической принадлежности и рода деятельности (ролевые схемы) (Fiske & Taylor, 1984).
Подобные категории руководят обработкой поступающей информации о людях и ситуациях. Например,
я могу зайти в любой американский универсам и быстро сделать все нужные покупки, так как в
сознании у меня имеется когнитивная категория для «универсама», которая подскажет, на что следует
обратить внимание, чтобы побыстрее выбрать то, что нужно.
В 1954 г. психолог Гордон Оллпорт (Gordon Allport) заметил, что, сталкиваясь с переизбытком
информации, человек распределяет людей по категориям так же, как предметы и ситуации. В настоящее
время стереотипы рассматриваются многими социальными психологами как когнитивные категории
(схемы) социальных групп. Стереотипы
это широкораспространенные мнения о том, что члены
идентифицируемых групп похожи друг на друга, работающие как схемы при восприятии этих групп.
Другими словами, как и любая другая схема, они воздействуют на восприятие и запоминание. Такие
переменные, как раса или пол, используются в качестве дискриминационных параметров для
группирования информации об окружающих нас людях и управления ею (Taylor et al., 1978). Наиболее
отличительные особенности людей — такие, как пол, этническая принадлежность и произношение —
«активируют» нужные схемы, и в дальнейшем обработка информации об отдельных членах группы
управляется этими схемами. Например, если вы не являетесь уроженцем Юга США, а я обращаюсь к вам
на типичном южном наречии и сообщаю, что воспитывался в столице Конфедерации (Ричмонд, штат
Виргиния), то это может вызвать в вашем сознании определенные стереотипы, которые повлияют на то,
что вы заметите во мне и сохраните в памяти на будущее. Без получения такой информации некоторые
характерные черты моего поведения и внешности остались бы незамеченными и несохраненными в
памяти.
Стереотипы (Stereotype). Мнения о личностных качествах группы людей. Стереотипы могут
быть чрезмерно обобщенными, неточными и резистентными к новой информации.
Результаты многих исследований указывают на то, что информация, соответствующая нашим
схемам, скорее будет замечена и запомнена, чем информация, им несоответствующая (Cantor & Mischel,
1977; Chapman & Chapman, 1969; Cohen, 1981; Hamilton, 1981; Howard & Rothbard, 1980; Rothbart et al.,
1979; Snyder, 1981). В одном из исследований испытуемым предлагалось просмотреть видеозапись
вечеринки по случаю дня рождения какой-то женщины. Те люди, которым говорили, что эта женщина
является официанткой, запомнили ее пьющей пиво и смотрящей телевизор, те же, кому она была
представлена как библиотекарь, запомнили ее носящей очки и слушающей записи классической музыки
(Cohen, 1981). Другими словами, образ «официантки» заставил работать одну схему, образ
Hosted by uCoz