личностный момент, скорее, как идеологические категории, которые у А. Ф. Лазурского, правда,
иллюстрированы литературными и историческими примерами (1921). В наших более ранних работах
мы не разграничивали с достаточной четкостью понятий личности и характера, но подчеркивалось
значение полюсов коллективизма и индивидуализма для персонологической типологии. Этот
типологический стержень, учитывая верхнюю регулирующую в нормальном развитии роль социального
как коллективного, имеет значение не только для типологии личности, но и для всей психической
типологии и типологии характера. Недостатком, с точки зрения типологии человека, работ других
авторов является недоучет этого и разрыв персонологического и психологического, а также
недифференцированное включение персонологического в характерологическое. Во всяком случае
отличительной чертой работ советских авторов (Б.Г. Ананьев, 1949; А. Г. Ковалев, 1950; А. Н. Божович,
1968 и др.) является то, что социально-педагогическое направление кладет в основу типологии понятие
личности, ее отношений с людьми.
Сейчас у нас доминирующей стала проблема личности и коллектива. Теснейшая связь этих
понятий не освобождает от необходимости их раздельного рассмотрения, причем проблема коллектива
и коллективов, проблема их развития, их типологии и их взаимодействия остается проблемой
социальной психологии, а проблема особенностей личности, поведения личности в своем коллективе,
взаимодействия лица одного коллектива с представителями другого при учете роли коллектива в
формировании его особенностей, что раньше достаточно не учитывалось, является проблемой
персонологии или психологии индивидуальной. Если к этому добавить учет психологии малых и
больших групп и значение их для отдельного человека, станет ясным то обилие новых и важнейших
проблем, которые встают перед психологией.
Бесконечно многообразие как одновременного, так и последовательного сочетания плюсов и
минусов в развитии биологической стороны человека и его социальной и психологической сторон. Если
с оговорками о многообразии полярных, комбинированных, промежуточных типов постоянно
возникает речь о темпераментах и о 4 основных их типах, то не без основания, в связи с
рассматриваемым вопросом, мне кажется полезной в социальном, педагогическом и медицинском
плане следующая четырехчленная схема соотношения биологических и социальных, полноценных и
неполноценных сторон личности. Представим квадратный лист, верхняя половина его социально
положительное, нижняя социально отрицательное, правая половина биологически
положительное, левая биологически отрицательное. При бесконечной пестроте, которая тем более
велика, чем больше количество наносимых на карту свойств человека, возможна интегральная оценка,
столь же вероятная, как оценка 4 темпераментов. В нашей схеме по 4 квадрантам могут быть выделены
четыре основных типа: 1) тип социально и биологически полноценный; 2) социально полноценный при
биологической неполноценности; 3) биологически полноценный, а социально неполноценный и 4)
социально и биологически неполноценный. Выделение этих четырех типов важно уже потому, что
ставит вопрос о рамках правильного понимания материалистического монизма. Не менее важно и то,
что решение вопроса о социальном и биологическом в смысле объяснения принадлежности
рассматриваемого субъекта к тому или иному из указанных 4 типов может быть правильным только при
достаточно полном знании истории его общественного развития, т.е. его конкретной, соматической и
общественно-трудовой истории.
Не возвращаясь непосредственно к теме статьи, коснемся той сферы опыта, где биогенное
выступает в особо тесной связи с социопсихогенным, а именно, области судебной психиатрии,
судебной экспертизы. Хотя здесь мы сталкиваемся с отрицательной областью в характеристике нашей
проблемы, но она существенна не только по заостренности, с которой выступают психические свойства
человека и условия их формирования. Если в отношении форм психического регресса и распада
личности морально-правовая характеристика личности явно соответствует клинической картине, то в
случаях криминальной психопатии вопросы оказываются значительно сложнее. Существенным для
патологии личности при этом являются морально-юридическая неадекватность поведения, особенно в
диспропорции повышенной агрессивной эффективности и пониженной положительной реактивности,
односторонне эгоцентрические тенденции поведения, преобладающие даже над ясными доводами
рассудка.
Преодоление ломброзианства и неоломброзианства заключается не в том, чтобы в легко
|