когда корни растения закрыты почвой, - говорит он, - крона может быть пышной и здоровой. В
отношении свободного и духовного существа также справедливо утверждать, что оно должно одну свою
часть обязательно предавать забвению».
В психоанализе многократно ставился вопрос о том, чтобы что-то оставить неосознанным или
снова сделать неосознаваемым. Мы знаем, что обратное превращение в неосознаваемое, то есть
забывание, представляет собой важный защитный механизм. Мы хорошо понимаем глубокую мудрость
одного из талмудических преданий: согласно поверью каждого новорожд¸нного, едва только он
приходит в мир, ангел шл¸пает по губам, чтобы тот забыл вс¸, узнанное и увиденное им до своего
рождения. Поскольку подобную платоническую «амнезию» мы должны рассматривать как защитный
механизм, можно назвать ангела из Талмуда Ангелом-хранителем.
г) Врачевание души
И наконец, пришло время упомянуть об одной из самых широких областей, где показана
логотерапия. Если в узкой области показаний логотерапия была специфичной, если в широкой области
показаний она была неспецифичной, но вс¸ же ещ¸ терапией, то теперь речь пойд¸т уже не о терапии,
скорее, здесь, в этой широчайшей области показаний логотерапия превращается в то, что мы называем
врачеванием души. И в таком виде она прежде всего никоим образом не является прерогативой врачей
какой-то одной специальности. Она нужна хирургу, по крайней мере, так же, как и невропатологу или
психиатру; особенно хирургу, которому приходится иметь дело с неоперабельными больными или с
такими, которых он не только может прооперировать, но ещ¸ и обязан оперировать, например, в случае
ампутаций. С проблематикой заботы о душе приходится сталкиваться и ортопеду, который имеет дело с
врожденными, а не приобрет¸нными увечьями и вынужден общаться с людьми, имеющими
ограниченные физические или умственные возможности. Не чужда эта проблематика и дерматологу,
работающему с поражениями кожи, и гинекологу, которому приходится беседовать с бесплодными
женщинами, а также терапевту, обязанному лечить неизлечимых больных, или гериатру, к которому
обращаются немощные старики. Одним словом, не только врачи определ¸нных специальностей, а
абсолютно все врачи должны проявлять заботу о душе пациентов, особенно если к ним приходит
пациент, столкнувшийся с необходимостью противостоять заболеванию, оказывающему влияние на
судьбу. Невропатологам реже других приходится решать такую задачу; мы даже можем сказать, что то
заболевание центральной нервной системы, которое да¸т основную массу тяж¸лой неврологической
казуистики, множественный склероз, в 63,8 процента случаев вызывает эйфорию у страдающих им
пациентов.
Необходимость и возможность врачевания души мы продемонстрируем на хирургическом
примере. Одной из медсест¸р моей клиники предстояла операция, однако в результате пробной
лапаротомии выяснилось, что опухоль неоперабельна. Исполненная отчаяния, медсестра позволила мне
побеседовать с нею. В разговоре она призналась, что расстроилась не столько из-за своей болезни,
сколько из-за утраты трудоспособности: она любит свою работу больше всего на свете, но больше не
сможет е¸ выполнять. Что должен был я противопоставить этому отчаянию? Положение этой
сестры было, действительно, безвыходным (через неделю она умерла). Я вс¸ оке попытался ей
разъяснить, что она работает восемь или, Бог знает, сколько часов в день, не веника тут сложность -
вскоре е¸ кто-нибудь сможет заменить, но так хотеть работать и, несмотря на невозможность это
осуществить, не отчаяться вот это было бы достижение, в этом нескоро кто-нибудь сможет
сравняться с нею. Потом я спросил е¸, не совершила ли она какой-либо несправедливости в отношении
тысяч тех больных, которым она, как медсестра, посвятила свою жизнь: «Не совершили ли Вы в
отношении них какой-нибудь несправедливости, не получилось ли так, что вследствие Ваших действий
жизнь кого-то из больных или немощных, неспособных работать людей, стала бессмысленной? Если
сами Вы, попав в такую же ситуацию, исполнены отчаяния, - сказал я ей, - то не поступаете ли Вы
так, как будто смысл человеческой жизни заключ¸н лишь в там, сколько часов может человек
работать. Не лишили ли Вы, тем самым, жизненных прав и оснований бытия всех больных и
немощных. В действительности, у Вас сейчас есть единственный шанс: если Вы до сих пор по
отношению ко всем людям, которые были доверены Вашему попечению, не могли сделать ничего, кроме
|