бы их назвал. Terribles simplificateurs вс¸ упрощают; они вс¸ мерят на один аршин. Terribles generalisateurs не
только пользуются одним аршином, но ещ¸ и безмерно обобщают результаты исследований.
Редукционистское определение ценности гласит, что речь ид¸т просто о формах реакции и
защитных механизмах. На эту интерпретацию я однажды «отреагировал», сказав, что никогда и ни за что
не смог бы жить ради форм реакций или умереть во имя своих защитных механизмов. Подумать только,
в какой мере подобные гипотезы способны подорвать энтузиазм, обусловленный смыслом и
жизненными ценностями. Я знаю пример одной молодой американской супружеской пары, которая как
раз вернулась из Африки, где оба супруга служили в Корпусе мира. Вернулись они разочарованными и
огорч¸нными. Выяснилось, что они в течение многих месяцев должны были принимать участие в
собраниях группы, организованной неким психологом. Вначале, по-видимому, был опрос. Психолог:
«Почему вы вступили в Корпус мира?» Супруги: «Мы хотели помогать людям, которые живут хуже нас».
Он: «Значит, вы должны превосходить их в ч¸м-то». Они: «В какой-то мере». Он: «Это значит, вам
нужно доказать сво¸ превосходство. Ваш действительный мотив - неосознанная потребность доказать
себе и другим, насколько вы лучше их». Они: «Мы никогда не смотрели с этой точки зрения, но Вы
психолог, Вы, конечно, лучше знаете». Потом групповые занятия были продолжены. Члены группы
учились видеть только комплекс в том энтузиазме, который привел их в Корпус мира, в своей
жертвенной преданности делу, оплаченной невзгодами и лишениями, и интерпретировать это как
обычный «пунктик». Самым худшим было то, как уверял нас человек, рассказавший эту историю, что
молодые люди, подвергнутые такой индоктринации, научились видеть эти «действительные» мотивы и
друг в друге, ставить их друг другу в упр¸к, чтобы не сказать - бросать прямо в лицо. Начались взаимные
психоаналитические игры. Мне хочется сказать, что здесь мы имеем типичный пример
«гиперинтерпретации». Мотивы с самого начала не воспринимались всерь¸з, ничто не считалось
истинным, вс¸ интепретировалось как результат и проявление психодинамики бессознательного. Так
называемую психологию подсознательного правильно назвать разоблачительной психологией. И
разоблачение это совершенно законно. Но нужно останавливаться там, где «разоблачительная
психология» наталкивается в человеке на что-то подлинное, на истинно человеческое, которое не
допускает дальнейшего разоблачения. Если же разоблачитель там не остановится, то он кое-что откроет,
а именно - свой собственный неосознанный мотив, им самим не осознанную потребность
дискредитировать и обесценить человеческое в человеке.
Один из самых выдающихся психоаналитиков является автором двухтомного труда о Г¸те, и мне
хотелось бы процитировать отрывок из рецензии на эту книгу: «На 1538 страницах книги автор
представляет нам гения с признаками маниакально-депрессивных, параноидных и эпилептоидных
расстройств, гомосексуальности, инцеста, вуайеризма, эксгибиционизма, фетишизма, импотенции,
обсессивного невроза, истерии, мании величия и т. п. Автор, кажется, ограничился почти
исключительно динамикой инстинктов, лежащей в основе художественного произведения. Он хочет
заставить нас поверить, что произведения Г¸те есть не что иное, как результат прегенитальной
фиксации. Его борьба не имеет ничего общего с идеалом, красотой, какими-то ценностями, а в
действительности представляет собой только попытки преодоления преждевременного
семяизвержения» (Хойшер (J. Heuscher) в Journal of Existenzialism, 55, 229, 1964).
Верн¸мся к редукционизму: давно опровергнутая фактами теория мотивации представляет
человека существом, у которого есть потребности и которое поэтому должно эти потребности
удовлетворять, в конце концов, с одной только целью - избежать напряжения, то есть сохранить или
восстановить внутреннее равновесие. Другими словами, эта устаревшая теория мотивации вс¸ ещ¸
держится на понятии гомеостаза, заимствованном из биологии, но в самой биологии уже не
используемом. Давным-давно Берталанфи (L. v. Bertalanffy) доказал, что такие важные биологические
феномены, как развитие и размножение, никоим образом нельзя объяснить с точки зрения гомеостаза.
Курт Гольдштейн, крупный специалист в области патологии головного мозга, показал, что только
поврежд¸нный мозг настроен на то, чтобы любой ценой избежать напряжения. В основе
механистической модели лежит модель замкнутой системы, тогда как человек - существо, открытое
миру, которому свойственно (не учитывая невротические случаи, но изначально даже и в них)
заботиться не о каком-либо состоянии внутри себя, о выравнивании потенциалов или о внутреннем
равновесии, скорее, для человека, по крайней мере не невротика, наибольшее значение имеет дело или
|