2. Клиника гиперрефлексии и метод дерефлексии
3. Нарушения сна
г) Врачевание души
д) Экзистенциальный анализ как психотерапевтическая антропология
Заключение
Об авторе
Виктор Е. Франкл - профессор неврологии и психиатрии Венского университета, в прошлом
занимал должность профессора в Гарвардском университете, а также в университетах Далласа и
Питсбурга. Американский Международный университет в Калифорнии учредил специально для
Виктора Франкла должность профессора логотерапии, психотерапевтического направления
основанного Франклом, которое также называют «Третьим Венским направлением» (после
психоанализа Зигмунда Фрейда и индивидуальной психологии Альфреда Адлера). Франкл является
поч¸тным доктором 24 университетов мира.
Франкл - первый психиатр, который, не будучи американцем, был награжд¸н премией Оскара
Пфистера (Pfister), названной по имени одного из учеников Фрейда и учрежд¸нной Американским
обществом психиатров, а Австрийская академия наук избрала Франкла своим поч¸тным членом.
В течение 25 лет Франкл руководил Венской неврологический клиникой.
30 книг уч¸ного изданы на 22 языках мира, включая русский, японский и китайский. Одна из этих
книг («Человек в поисках смысла») разошлась более, чем в пяти миллионах экземпляров (85 изданий).
По данным Библиотеки Конгресса (Вашингтон), это - «одна из десяти книг, оказавших наибольшее
влияние на американское общество». По-немецки она вышла под названием «...trotzdem Ja zum Leben
sagen. Ein Psychlog erlebt das Konzentrarionslager» [«...несмотря ни на что, сказать жизни "да". Психолог
выживает в концентрационном лагере».]
О логотерапии Франкла писали впоследствии и другие авторы, всего вышло 119 книг и 138
диссертаций на 15 языках. И это только те сочинения, в названии которых упоминается слово
«логотерапия».
Предисловие
Предлагаемая Вашему вниманию книга родилась из лекций, которые я читал в Венском
университете в рамках курсов «Учение о неврозах и психотерапия» и «Теория и терапия неврозов».
Лекции были дополнены материалами докладов, которые мне приходилось делать в других местах.
Вследствие этого некоторое дублирование и даже повторение неизбежно, но, ввиду
дидактической направленности книги, не столь уж нежелательно.
С другой стороны, при сложившихся обстоятельствах неизбежны и некоторые недоч¸ты, ибо
через широкую страну души вед¸т много дорог. Та, по которой мы ид¸м, не является ни добровольно
избранной, ни единственно возможной, ни исключительно необходимой. Но она вед¸т как раз туда,
откуда можно более-менее по-новому, в той или иной степени продуктивно взглянуть как на
проблематику, так и на систематику всей теории и терапии неврозов. Videant collegae. [Videant collegae
(лат.) - пусть смотрят коллеги.]
Любая теория и, соответственно, методика терапии неврозов должны двигаться по лестнице,
ведущей в небо, воздвигаемой на данных клинических исследований и уходящей в метаклиническое
пространство. На эвристической почве и в дидактических целях нужно делать так, чтобы у этой
лестницы св. Якова были различные ответвления. В сущности, не бывает чисто соматогенных,
психогенных или ноогенных неврозов, чаще встречаются смешанные случаи, случаи, в которых на
передний план теоретического рассмотрения или при психотерапевтическом подходе выдвигается,
смотря по обстоятельствам, соматогенный, психогенный или ноогенный компонент. Эта reservatio
mentalis [Reservatio mentalis (лат.) - задняя мысль.] должна читаться между строк.
|