как некоторыми онтологическими зонами, как антропологическими измерениями.
Впрочем, справедливо и следующее: каждое заболевание всегда включает в себя как психо-, так и
соматогенный компонент, только в различных соотношениях. Для нас как врачей, как психотерапевтов,
с прагматической точки зрения, важнейшим, но не единственным, является вопрос о том, сколько
психогенеза и сколько соматогенеза входит в этиологию конкретного случая; кроме того, для нас имеет
значение, что является первичным - психогенез или соматогенез. В этом смысле, то есть в смысле
нашего требования целенаправленной терапии, перефразировать старую мудрую поговорку «qui bene
distinguit, bene docet» [Qui bene distinguit, bene docet (лат.) - кто хорошо различает -тот хорошо излагает.] и
сказать: «qui bene distinguit, bene curat». [Qui bene distinguit, bene curat (лат.) -
кто хорошо различает - тот
хорошо лечит.]
He может быть возражений против того, что речь никогда не должна идти о первичности психо-
или соматогенеза, поскольку в каждом отдельном случае психические и соматические каузальные
компоненты образуют каузальное кольцо, и соматическое всегда обусловлено психическим, а
психическое - соматическим. Здесь нет оснований для возражений, поскольку речь может идти только о
круге причин, если мы рассматриваем поперечный срез конкретного заболевания, тогда как
рассмотрение продольного среза приводит к тому, что, в действительности, разговор ид¸т о каузальной
спирали. Таким образом, в каждом конкретном случае вполне возможно решить, откуда данный круг
бер¸т сво¸ начало в психической или соматической области, - но впоследствии вс¸ равно имеет
место взаимное обусловливание психического и соматического. (Не возникает возражений и в том
плане, что наш вопрос о первичности психо-
или соматогенного напоминает вопрос о курице и яйце:
что же было раньше - курица или яйцо, однако в конкретном случае сидящей здесь передо мной курицы
и лежащего здесь передо мной яйца я могу сказать с абсолютной точностью, что было раньше).
Каузальное кольцо представляет собой всего лишь проекцию каузальной спирали, то есть имеет на одно
измерение меньше, и в данном случае этим отсутствующим измерением является время. [Ср.: Вайтбрехт
(Н. Weitbrecht) «Критика психосоматики», 1955, стр. 87-88: «Сегодня удивительная, как философский
камень, идея психосоматической одновременности зачастую приводит в частном случае к
сомнительному упрощению телесно-душевных проблем... не считая банальности утверждения, что при
любых душевных проявлениях присутствует нечто соматическое хотя бы в качестве их носителя. Ради
кажущегося познания цельности выносится за скобки содержание проблемы последовательности,
протекания во времени, компенсации и декомпенсации взаимосвязей между рядами телесных и
душевных феноменов... Существует множество вариантов установления возможных взаимосвязей: от
констатации простого наложения духовно-душевного слоя на организменный до обратного действия
духовно-душевного на этот несущий слой...».]
Верн¸мся же к исходному пункту наших размышлений, и тогда мы сможем определить неврозы
как психогенные заболевания и, более того, как заболевания, первично психогенные. По крайней мере,
это определение справедливо для неврозов в собственном смысле слова, хотя и не для псевдоневрозов,
или, как мы ещ¸ можем сказать, для неврозов в узком смысле слова.
Если из схемы на рис. 4 мы извлеч¸м, так сказать, нижнее правое поле и увеличим его, то
получится то, что представляет собой действие психического в соматической области и о ч¸м говорят,
когда речь ид¸т об органоневрозах - психогенных феносоматических заболеваниях. Если мы в этом
случае сопоставим подлинные (органо) неврозы с псевдоневрозами, являющимися неврозами не в узком
смысле слова, а в расширенном, то мы должны будем, прежде всего провести различие между
«проявлением» и чистым «пусковым механизмом». (Это различие между проявлением, с одной стороны,
и пусковым механизмом, с другой, важно не только в отношении неврозов, но и в отношении психозов:
психозы как соматогенные (фенопсихические) заболевания при определ¸нных обстоятельствах,
несмотря на их принципиальный соматогенез, могут быть спровоцированы из психического).
Есть также заболевания, которые только запускаются из психического и не бывают, собственно
говоря, вызваны или обусловлены психическим, то есть не являются психогенными в узком смысле
слова. Если психическое не обусловливает заболевания, а лишь выступает в качестве пускового
механизма, то мы называем такие заболевания психосоматическими (табл. 2).
Таблица 2
|