Navigation bar
  Print document Start Previous page
 31 of 115 
Next page End  

Личностная патопластика. Психическая патопластика - в этом (но только в этом) смысле
«патогенез» - проявляется здесь не только в соответствующем тематическом наполнении бреда, но и в
его стилистической окраске ввиду общего «образа жизни» (Lebensstil) по А. Адлеру, и потому становится
для нас особенно важной: этот стиль бытия преморбидной личности тоже можно проследить вплоть до
психотической карикатуры.
В этом отношении мы многим обязаны не только психологии индивидуальности Адлера, но и не
менее высоко должны оценить вклад, сделанный Бинсвангером (L. Binswanger) в его анализе бытия и
анализе стиля психозов. На специалиста не может не произвести
впечатления то, насколько анализ
бытия сравним с онтологизацией индивидуально-психологического учения о «тенденциозной
апперцепции».
Личная патопластика. Из всего, имеющего отношение к индивидуальному и личностному,
можно только сказать: психоз представляет собой нечто большее, чем просто тип болезни, - он всегда
является образом человеческого бытия и возможностями этого бытия. Что касается эндогенной
депрессии, то специальный экзистенциальный анализ этого заболевания показал, что эндогенная
депрессия, как morbus, представляет собой не больше и не меньше, как снижение витальности. Но
человек, у которого она наблюдается - каков он, каким представляет его экзистенциальный анализ,
общий экзистенциальный анализ? Как существо, которое ответственно за сво¸ «есть» перед своим
«должен». Выше мы говорили, что напряжение бытия человеком с эндогенной депрессией
переживается и ощущается некоторым специфичным образом, в значительной мере преувеличенно.
Итак, витальная подавленность сама по себе могла бы быть источником не более и не менее, как
смутного ощущения несостоятельности; но то, что некоторый человек, пораж¸нный этой болезнью, не
только прячется, как затравленное животное, но и переживает свою несостоятельность как вину по
отношению к своей совести или своему Богу, - вс¸ это больше не связано с эндогенной депрессией как с
morbus, но, скорее, является вкладом в болезнь со стороны самого человека, объясняется и определяется
столкновением человеческого в больном и болезненного в человеке. Оно выходит за пределы просто
сниженной витальности, за пределы психосоматоза; поэтому мы должны работать с каким-то
дополнением человека, с чем-то личным и трансморбидным, ибо человек духовен и уже как таковой
находится по другую сторону понятий здоровья или болезни.
2. Экзистенциальный анализ психозов
Показать и проявить личное в психозе - задача экзистенциального анализа. Он пытается сделать
случай понятным и прозрачным в отношении конкретного человеку, трансцедентировать картину
болезни на образ человека. Картина болезни представляет собой всего лишь
карикатуру, теневое
изображение собственно человека, всего лишь его проекцию в клиническую плоскость, прич¸м
проекцию только одного измерения человеческого бытия, именно того измерения, которое, в сущности,
лежит по другую сторону невроза и психоза, и внутри этого метаклинического пространства
экзистенциальный анализ исследует феномены и симптомы невротического и психотического недуга.
В этом пространстве он нечто открывает и нечто пробуждает. Он открывает там человечность,
невредимую и неуязвл¸нную; которую вс¸ ещ¸ можно узреть за всеми невротическими расстройствами
и психотическими сдвигами, если экзистенциальный анализ захочет нам е¸ показать.
Как в некоторых случаях содержания остаются неосознаваемыми, так они в смысле
неосознанной религиозности могут проникнуть прямо в психоз и через него достичь сознания, и тогда в
психозе может проявиться подлинное и изначальное, то, что в нормальном состоянии оста¸тся
латентным, спрятанным и укрытым под пологом заурядности и повседневности.
Вообще говоря, как и прежде, оста¸тся само собой разумеющимся то, что нормально
функционирующий психофизиологический организм является условием раскрытия человеческой
духовности. Нельзя только забывать о том, что психофизическое существо как бы оно ни обусловливало
эту духовность, никак не может быть е¸ причиной, не может породить эту духовность. При этом не
следует упускать из виду и того, что в каждом случае оно является всего лишь психофизиологическим
организмом, который подвергается некоторому воздействию, например в форме психотического
Hosted by uCoz