становится видом логотерапии, не только экфорирует духовное, но и апеллирует к этому духовному - он
апеллирует к своеволию духа. При этом мы осозна¸м, насколько омерзительным может быть слово
«апеллирует» в глазах современной психиатрии. Однако разве не фон Байер (W. von Baeyer) сказал, что
врачебная педагогика заблуждений апеллирует к свободе и ответственности? Разве не сказал Зегерс (J.
Segers), что «необходимо определ¸нное нравственное мужество для обращения к ответственной
свободе», что «мы в сво¸м лечебном учреждении должны подняться на эту ступень»? Разве не указал
Меннингер-Лерхенталь (Е. Meninger-Lerchenthal) на то, что «меланхолия иногда не достигает ядра
личности, в котором держится е¸ основная установка»? По нашему мнению, духовная ипостась
человека, страдающего эндогенной депрессией, может воспротивиться атаке психофизиологического
организма и вырваться из процесса организменного заболевания. Фактически, при эндогенной
депрессии мы имеем дело с психофизиологическим воздействием; ибо психическое и физиологическое
при ней задействованы в равной степени, как бы подключены параллельно. Рука об руку с
психофизиологической депрессией идут соматические нарушения менструаций, секреции желудочного
сока или ещ¸ что-либо подобное. Эндогенная депрессия поражает желудок, кожу и волосы, тело и душу,
но никак не дух. Точнее, воздействию подвергается только психофизиологический организм, но не
духовная личность человека, которая именно как таковая, как духовная, и не может подвергнуться
воздействию. Может ли ceteris paribus [Ceteris paribus (лат.) - при прочих равных условиях.] быть так, что
один человек дистанцируется от своей эндогенной депрессии, а другой оказывается в не¸ погруж¸нным,
- это зависит не от эндогенной депрессии, а от духовной личности человека. Мы видим:
психофизиологическому параллелизму противостоит психоноэтический антагонизм. И
к
нему стоит
апеллировать.
2.3. Дазайн-анализ психозов
Дазайн-анализ Бинсвангера лишь в малой степени учитывает возможность такого обращения. Но
это не должно при сравнительной оценке экзистенциального и дазайн-анализа существенно перетянуть
чашу весов. Однако дазайн-анализ не решает психотерапевтических задач; по крайней мере, Босс (М.
Boss) утверждает, что дазайн-анализ не имеет ничего общего с психотерапевтической практикой. Если
экзистенциальный анализ пытается служить делу лечения неврозов, то заслуга дазайн-анализа в том
вкладе, который он вн¸с в понимание психозов. (В этом смысле дазайн-анализ является не
противоположностью экзистенциального анализа, а его дополнением). Ради этого понимания дазайн-
анализ должен установить целостность существования-в-мире (Хайдеггер), тогда как экзистенциальный
анализ должен увидеть в этом единстве многообразие, должен расчленить целостность на отдельные
измерения, вычленив в этом многообразии экзистенцию и бытие, личность и организм, духовное и
психофизиологическое, чтобы иметь возможность апеллировать к личности и взывать к своенравию
духа. Если он позволит духовной личности раствориться в некотором ноопсихофизиологически
нейтральном существовании, то к чему он тогда должен обращаться и к чему
апеллировать? Адресат
будет неизвестен. К своенравию чего взывать? Против чьей призрачной власти его нужно будет
применять? В человеке нельзя будет провести различие между духовной личностью и больным
организмом. Человек с эндогенной депрессией больше не сможет дистанцироваться сам от себя. Он
будет целостно пораж¸н эндогенной депрессией, ибо психотический человек, чь¸ нынешнее-такое-и-
никакое-иное-существование-в-мире так успешно и заслуженно, постарался установить дазайн-анализ, -
этот человек будет настолько проникнут и пронизан данным способом существования-в-мире, так будет
погруж¸н в свой способ существования-в-мире, что прид¸тся говорить об инфильтрации, инфузии и
диффузии этого существования в психозе. С точки зрения дазайн-анализа, для человека-психотика не
существует возможности выбраться из психотической оболочки нынешнего-такого-и-никакого-иного-
существования-в-мире.
Если мы сначала ограничили область действия психоанализа в области его притязаний на вклад
в понимание психогенного в психозах, то теперь вспомним о том, что психоанализ сам себя понимает и
называет динамической психологией; в отличие от этого дазайн-анализ соответствует психологии,
которую можно охарактеризовать как статическую, тогда как логотерапия, в отличие от них обоих,
должна быть названа апеллятивной психотерапией. Для логотерапии биологический факт, вроде
|