психоза, несмотря ни на что, ещ¸ не является биографическим фактом; ибо если дазайн-анализ
сосредоточен на единстве в многообразии «тела-души-духа», то логотерапия, наоборот, сосредоточена
на многообразии человеческого бытия, невзирая на его единство, а именно на духе в некотором
факультативном его антагонизме душе и телу, который мы (в противоположность
психофизиологическому параллелизму, являющемуся обязательным) назвали психоноэтическим
антагонизмом. Основной тезис логотерапии по поводу фатальности психоза для не¸ самой, то есть для
логотерапии, не является фаталистическим. Правда, в пределах генеза психозов она не призна¸т
никакого истинного психогенеза, только псевдопсихогенез, а именно психическую патопластику; однако
она призна¸т строгие показания к психотерапии даже при психозах, само собой разумеется, только при
условии и в рамках одновременной соматотерапии.
3. Логотерапия при психозах
Мы уже говорили: психогенез присутствует в рамках генеза психозов только в виде психической
патопластики
[Патопластика - внешние проявления болезни, зависящие от различных добавочных
факторов, влияющих на картину заболевания.]; кроме того, существует (в этом смысле) ещ¸ и ноогенез, а
также патопластика духовного. Теперь само собой понятно, что там, где патопластика исходит из
духовного, психотерапия тоже должна исходить из духовного, и при психозах в том числе.
Психотерапию духовного, как ясно ex definitione, мы называем логотерапией. Пришло время
переключиться с экзистенциального анализа на логотерапию.
Логотерапия [Логотерапия при (!) психозах (логотерапии психозов не существует вообще), в
сущности является терапией, опирающейся на то, что осталось здоровым, и представляет собой
формирование установки оставшегося здоровым в больном в противоположность ставшему больным в
человеке; так как оставшееся здоровым не может болеть, а ставшее больным в смысле психотерапии (и
не только логотерапии!) не способно к лечению (скорее, доступно только соматотерапии).] должна
применяться двояко: точно так же, как и психотерапия неврозов, она должна направлять пациентов и
побуждать их к объективированию процесса заболевания и самодистанцированию от этого процесса.
Одним словом, пациент должен научиться смотреть прямо в лицо таким вещам, как страх и
принуждение, и прямо в лицо им смеяться (метод парадоксальной интенции). Если же дела обстоят так,
что именно представление болезни как фатального события и принятие болезни в этой е¸ фатальности
да¸т пациенту силы допустить фактическое существование факультативного психоноэтического
антагонизма, актуализировать его, то тогда первичное болезненное развитие всех психогенных
невротических реакций и вторичные наслоения и наложения устраняются и редуцируются до своего
действительно фатального ядра.
Но логотерапия при психозах должна позаботиться не только об этом. Она должна не только
объективировать, но и сделать возможной субъективацию болезненного процесса: она должна побудить
пациента к тому, чтобы он наложил на болезнь печать своей личности, чтобы придал ей личностные
характеристики. Одним словом, мы должны позаботиться о том, чтобы произошло столкновение между
человеческим в больном и болезненным в человеке.
3.1. Имплицитная патопластика
Столкновение между человеческим в больном и болезненным в человеке может произойти также
и в форме примирения. Привед¸м только один-единственный пример из множества, известных тем, кто
работает в клиниках: пациентка, страдавшая шизофренией, заявила, что она слышит голоса и ей это тем
более приятно, потому что она была глуховата. Итак, когда Вайтбрехт говорит, что «аристократия и
гибель оказались трагически связаны друг с другом», всегда можно добавить: нередко ещ¸ и комически
связаны.
Как видно из конкретного случая, человек смог придать форму своей тяж¸лой судьбе, называемой
слуховыми галлюцинациями, той судьбе, о которой мы говорили, что она, в принципе, «еще может быть
оформлена, и надо только сделать это».Таким образом, можно оформить свою судьбу, прич¸м сам
человек даже в малейшей степени не отда¸т себе осознанного отчета в том, что происходит. Одним
|