словом, это оформление происходит без рефлексии; скорее, оно осуществляется имплицитно: то есть
столкновение (в данном случае - примирение) оста¸тся безмолвным. Вс¸ совершается без какого бы то
ни было самовыражения, как само собой разумеющееся; ибо именно выразить себя личность психотика
и не может. Оказывается повреждена как раз экспрессивная функция (и, сверх того, инструментальная),
находящаяся на службе у духовной личности, существующей при психофизиологическом организме.
Таким образом, экзистенциальный анализ показывает, что рок под названием «психоз» подда¸тся
оформлению, и насколько он этому подда¸тся, а логотерапия показывает, что «его нужно оформить» и
насколько его нужно оформить. Теперь мы обнаруживаем, что судьба, под названием «психоз», всегда
как-то оформлена; ибо личность всегда при деле, она всегда в игре, она всегда занята оформлением
процесса болезни, так как именно это выпало на долю человека, произошло с ним. Животное в
подобной ситуации должно было бы поддаться болезненной аффектации, животное должно было бы
оказаться загнанным болезненной импульсивностью в угол; но человек способен поспорить со всем
этим. И он всегда спорил, он делал это мгновенно, в ту самую минуту, когда приходил к бреду
обнищания или бреду обвинения - когда как.
Только такая имплицитная патопластика не может быть заменена расхожими рассуждениями о
том, что бред представляет собой психическую реакцию на соматический процесс. С нашей стороны
речь ид¸т
не о психических реакциях, а о духовных действиях, о личностной позиции и установке по
отношению к психозу. Насколько эти духовные проявления личностной позиции отличаются от чисто
психических реакций однозначно определяется тем фактом, что соответствующая личностная позиция и
установка могут и должны быть направлены против бреда и делают это.
Сказанное касается также различения соматического, психического и духовного. В отдельных
случаях бред ревности, действительно, является психической реакцией на соматический процесс,
однако то, что параноидальный больной, как в одном известном нам примере, не позволяет вовлечь
себя в убийство на основании своего бреда, а уходит от этого и начинает баловать и холить свою
внезапно заболевшую жену [Отсутствие каких-либо последствий бреда не в последнюю очередь
означает проявление своенравия духа; в данном случае оно проявляется единственно в этом и только в
н¸м, и, само собой разумеется, не только в понимании бреда как бреда или ревности как болезни, но в
так называемом проникновении в болезнь.], представляет собой духовную перестройку, которую можно
приписать вполне вменяемой, с этой точки зрения, духовной личности.
3.2. Ценность жизни и человеческое достоинство
Мы говорили о смысле психоза для меня, как для врача, и сказали, что его нужно искать, потом
мы говорили о смысле психоза для самого пациента и сказали, что пациент должен придать этот смысл
психозу. Теперь мы должны поговорить о ценности пациента для нас. Разве мало говорилось о «жизни,
которая не стоит того, чтобы жить»? И имелось ли в виду нечто другое, как, в конце концов, не жизнь
пациента-психотика? Может ли прогностически безнад¸жный психотический больной абсолютно
утратить всякую полезность для психиатра? Он имеет сво¸ достоинство, ибо ранг ценности homo patiens
[Homo patiens (лат.) -
человека страдающего.] гораздо выше, чем ранг ценности homo faber [Homo faber
(лат.) - человека созидающего.]. Страдающий человек стоит выше, чем человек деятельный. И если бы
это было не так, то не стоило бы становиться психиатром, ибо ни ради испорченного «психического
механизма», ни ради разрушенной машины я не хотел бы быть врачевателем души, а лишь ради
человеческого в больном, истинно человеческого, которое стоит за всем этим и надо всем этим.
Приложение
Психотерапия при эндогенной депрессии
1. Криптосоматический генез и симультанная соматическая терапия
Если речь ид¸т об эндогенной депрессии, то это означает, что эндогенные депрессии как таковые
(именно как эндогенные, в противоположность экзогенным, реактивным, психогенным депрессиям)
являются не психогенными, а соматогенными. Необходимо помнить, что под этим соматогенезом мы
|