задуматься над такими речевыми оборотами, как «что-то давит на сердце», «чувствовать тяжесть в
желудке», «подавиться чем-то».
В полном соответствии с этим в литературе имеется необычайно поучительный
экспериментальный материал одного итальянского исследователя: он подверг ряд испытуемых гипнозу
и при этом внушил им, что они - мелкие служащие, страдающие от начальника-тирана и не имеющие
возможности против него взбунтоваться: они вынуждены «проглатывать» все неприятности и обиды,
которые тот им причиняет. После этого экспериментатор помещал своих испытуемых, уже вышедших из
состояния гипноза, за рентгеновский экран и просвечивал им область желудка. Все испытуемые, как
оказалось, превратились в аэрофагов: у всех было увеличенное количество воздуха в желудке. Они
проглатывали что-то не в образном смысле, нет: они действительно нечто проглатывали, а именно -
воздух. Не стоит поэтому удивляться, если реальные мелкие чиновники, действительно вынужденные
работать под началом тирана, приходят вдруг к своему врачу, например, по поводу давления в области
сердца (обусловленного высоким положением диафрагмы) или жалуются ещ¸ на что-либо подобное.
В таких случаях, когда соответствующий орган (в данном случае -желудок), в известном смысле,
«выступает» как символическое выражение невротизирующего события, мы можем (как я уже сделал в
своей «Психотерапии на практике», 1947) говорить о «символическом проявлении» соответствующего
органа. Наряду с соматическим проявлением вообще и символическим проявлением в указанном особом
смысле существует ещ¸ и «социальное» проявление. Я имею в виду, в частности, «проявление», которое
вызывается у отдельных пациентов за сч¸т усилий со стороны социального страхования. Ибо нередко
именно перспектива получения пособия взращивает невроз или, по крайней мере, фиксирует его. Если
Фрейд говорил о «вторичной мотивации болезни» или «о выгодности болезни», то в связи с тем, что я
назвал социальным проявлением, можно было бы говорить о буквальной, финансовой выгоде,
получаемой в результате болезни, и эта выгода играет довольно большую роль в этиологии неврозов
вообще - в их психогенезе.
Специальная часть
1. Критика американской психосоматики
Существует три момента, которые должны настроить нас скептически по отношению к
американской психосоматике. Во -первых, она всецело базируется на статистических результатах, во-
вторых, на результатах тестирований, и наконец, в-третьих, она всецело ограничивает себя только
психоаналитическим модусом интерпретации.
Говоря о зацикленности психосоматической медицины на статистических данных, я
остановлюсь на работе Грейса (Grace) и Грэхема (Graham), название которой (и это примечательно)
звучит так: «Специфичность(!) взаимосвязи между установками и заболеваниями». В этой работе авторы
сообщают о 127 пациентах с 12 различными заболеваниями. Исследователями был провед¸н опрос
пациентов и результаты опроса проанализированы. Таким образом был сделан вывод, что
определ¸нные заболевания коррелируют с определ¸нным душевным настроем и определ¸нными
установками, а именно - как сказано в заглавии работы - соотносятся специфичным образом. Например,
у авторов получается, что общий знаменатель, к которому можно свести все виды душевного настроя и
психологических установок всех пациентов, скажем, с rhinitis vasomotoria [Rhinitis vasomotoria (лат.) -
вазомоторный ринит.], diarrhea [Diarrhea (лат.) - диарея, или понос.] и т.п., в одном случае звучит:
«Пациенты не хотят решать свои проблемы», - а в другом: «Пациенты хотят избавления от своих
проблем» и так далее. Если кто-то прочт¸т это слева направо, то есть сначала соответствующую «disease»
[Disease - (англ.) болезнь.], потом соответствующим образом скоординированную «attitude» [Attitude -
(англ.) установка.], то ему не бросится в глаза то, что должно было бы броситься, если бы он ш¸л не
слева направо, а сверху вниз по списку. Дело в том, что список болезней содержит самые разные
заболевания, список же психологических установок нередко оказывается практически одинаковым, как
можно было увидеть на вышепривед¸нном примере. Ибо совершенно ясно, что «ничего не хотят делать
со своими проблемами», с одной стороны, и «хотят быть избавленными от них», с другой стороны, - это
практически одно и то же. При оценке результатов статистико-психосоматических исследований не
|