что тромбоз геморроидальных узлов может быть ценой, которую взрослый человек платит за анальные
фантазии по поводу своего рождения. Или: Бышовски (Byschowski) объясняет ожирение как возможную
реализацию защиты Эго, а также как вероятную защиту от эксгибиционистких желаний и мужских
посягательств.
[Предоставим теперь слово практику: «Поэтому при лечении астматиков, - говорит
Мичох? (F. Miczoch) -пришлось отказаться, в частности, от психоаналитических методов, при которых
выявление корней отклонения в развитии в детском возрасте должно бы привести к устранению
следствий этих нарушений развития. Это самый над¸жный способ изгнать пациента».]
Промежуточное замечание. Обратимся снова к критике психосоматики в целом и подумаем над
следующим: 1. Психическое и физиологическое или соматическое образуют в человеке тесное единство,
но это никоим образом не означает, что единство идентично тождеству, то есть что психическое и
соматическое представляют собой одно и то же. 2. Даже самое тесное психосоматическое единство
человека не образует его целостности; к целостности, скорее, имеет отношение ноэтическое, духовное.
Это важно, так как человек представляет собой по своей сути духовное существо, хотя и не только его.
Другими словами, духовное измерение является для человека конституирующим, так как оно (хотя и не
единственно оно), собственно, и репрезентирует измерение его экзистенции.
Если психологизм представляет такой научный подход, который игнорирует духовное как
собственно измерение, то американская психосоматика не достигла даже этого психологизма, не говоря
уже о том, чтобы она смогла его преодолеть. Скорее, она осталась в плену некоторого
соматопсихологизма, который находится по эту, но никак не по ту сторону психологизма, ибо он
утверждает не только единство, но и тождество психического и соматического. Это направление, в
частности Александер (F. Alexander), считает, что «психические и соматические феномены - суть два
аспекта одного и того же процесса».
Итак, ясно, что американская психосоматика психологизма не преодолела, а лишь сбила с него
цену. Однако немецкая психосоматика повысила цену психологического, поскольку она вся
группируется вокруг «духовного образа» Виктора фон Вайцзеккера (von Weizsacker) или из него
выводится. Об этом психосоматическом направлении нужно было бы сказать, что оно (в смысле
вышесказанной необходимости различать соматическое, психическое и ноэтическое или единство,
тождество и цельность) не преодолело психическое, а перепрыгнуло его. Так что обобщ¸нно мы можем,
предвосхищая последующее изложение, сформулировать это так: немецкая психосоматика является
собственно ноосоматикой.
2. Критика немецкой психосоматики
Согласно немецкой психосоматике историю болезни можно понять только исходя из истории
жизни, то есть каждая деталь истории болезни определяется всей историей жизни пациента. Таким
образом, здесь с полным правом можно говорить о биографическом детерминизме. Одним словом,
больным становится только тот, кто обижается.
Обида, действительно, может вызвать заболевание. Так, Клумбис (Klumbies) показал, что тревога,
и стало быть обида, влияют на электрокардиограмму так же, как и средства, вызывающие спазм
коронарных сосудов, тогда как радость электрокардиографически проявляется как воздействие нитрита.
Однако бывают люди, как тревожно-взволнованные и радостно-настроенные, так и радостно-
взволнованные. Мы, например, благодарны Ферверсу за указание на то, что приступы angina pectoris
возникают и как следствие большой радости; он упоминает в этой связи «внезапное возвращение сына
из русского плена после войны».
Ещ¸ один трагикомичный пример патогенного влияния радостного волнения: в нашем отделении
лежал пациент, который несколько десятилетий назад был яркой футбольной звездой. Случилось так,
что во время пребывания этого пациента в клинике по радио передавали чемпионат мира по футболу,
и нашему футбольному ветерану, конечно, нельзя было запретить слушать передачи отдельных игр.
При этом он волновался каждый раз, но особенно сильно разволновался, когда его родная австрийская
команда выигрывала матч, так что после одной из решающих побед австрийцев у него произошло
резкое падение сердечной деятельности.
Вполне очевидно, что чаще заболевает обидчивый человек. Ошибочным является лишь
|