человечество в целом: для него тоже в самом конце оста¸тся надежда сплотиться в общем стремлении к
общему смыслу только в том случае, если оно сможет прийти к общему делу, объединяющей всех и вся
задаче. В этом я вижу более плодотворные основания для исследования мировых проблем, чем в
бесконечном муссировании некой неисчерпаемой агрессивности, при помощи чего вынуждают
человека поверить в то, что ему на роду написаны войны и борьба за власть.]
И вот мы стоим перед возможностью логотерапевтического вмешательства, которое, как таковое,
как логотерапевтическое, направлено на преодоление ощущения бессмысленности за сч¸т запуска
процессов обретения смысла. Барбер (L. Barber) смог в руководимом им Центре реабилитации
уголовных преступников в течение шести месяцев повысить рассчитываемый на основании тестов
уровень переживаемого исполнения смысла с 86 до 103 единиц, при этом он преобразовал свой
реабилитационный центр в «логотерапевтическую вселенную». И если в США среднее количество
повторных преступлений составляет 40 процентов, то Барбер может гордиться своими 17 процентами.
[Один заключ¸нный из Штейна, Отто Б., подтверждает такую возможность, он пишет мне, что «человек
сам может сделать самую худшую ситуацию осмысленной, если только захочет»! Бывший заключ¸нный
Франк В., который организовал логотерапевтическую группу уже «в тюрьме с самыми ж¸сткими во всей
Флориде мерами предосторожности, в паре сотне метров от электрического стула», пишет: «Все 12
членов первой группы поддерживали связь друг с другом, только один вернулся, и он теперь на
свободе».]
После обсуждения многообразия и многогранности форм экзистенциальной фрустрации нам
следовало бы задаться вопросом, какими же свойствами должно обладать человеческое бытие (или что
является онтологической предпосылкой), если, как мы сказали, 60 обследованных студентов
университета штата Айдахо без каких-либо явных психологических или экономических оснований
могли совершить попытку самоубийства. Одним словом, как должно быть организовано человеческое
бытие, если такая вещь, как экзистенциальная фрустрация, становится возможной вообще. Другими
словами, словами Канта, мы зададим вопрос об «условиях возможности» экзистенциальной фрустрации,
и мы не ошиб¸мся, если примем: человек структурирован таким образом, его состояние таково, что без
смысла он просто не может выжить. Таким образом, фрустрацию, испытываемую человеком, можно
понять только в том случае, если нам удастся понять его мотивацию. И повсеместное наличие ощущения
бессмысленности может для нас служить показателем того, где искать первичную мотивацию, то есть
то, чего же человек, в конце концов, хочет.
Логотерапия учит, что человек до самого своего основания пронизан «волей к смыслу». [В.
Франкл «Безусловный человек», 1949.] Наша теория мотивации может быть определена операционально
ещ¸ до того, как будет эмпирически верифицирована и валидизирована, при этом мы придерживаемся
следующего утверждения: волей к смыслу мы называем то, что подвергается в человеке фрустрации,
когда он испытывает ощущение бессмысленности и пустоты.
Крамбо и Махолик (L. Maholick), а также Элизабет Лукас позаботились об эмпирическом
обосновании учения о воле к смыслу, обследовав тысячи людей. Тем временем появляется вс¸ больше
статистических доказательств легитимности нашей теории мотивации. Из всего изобилия появившихся
в последнее время материалов, я выбрал только результаты одного исследования, предпринятого
Американским Советом по образованию совместно с Калифорнийским университетом. Из 189 733
студентов 360 университетов 73,7 процентов (высочайший процент!) больше всего мечтают о том,
чтобы - «выработать осмысленную философию жизни», то есть прийти к мировоззрению, которое
сделает жизнь осмысленной. Такова их главная и единственная цель.
Можно также указать на результаты двухлетнего статистического исследования, опубликованные
высшей инстанцией США в области психиатрических исследований, а именно Национальным
институтом психического здоровья. Из этой публикации явствует, что из 7948 студентов, опрошенных в
48 американских высших учебных заведениях, примерно 16 процентов видят свою цель в том, чтобы
заработать как можно больше денег; в то же время основная группа (речь ид¸т о 78 процентах) хочет
только одного - найти в своей жизни смысл.
Если теперь мы верн¸мся к вопросу о том, что мы можем предпринять в отношении
экзистенциальной фрустрации, то есть в отношении фрустрации воли к смыслу, и в отношении
ноогенного невроза, то это значит, что речь пойд¸т о придании жизни смысла. Однако смысл,
|