Личность партн¸ра, ибо любить - значит говорить ему Ты (то есть видеть в н¸м Личность) и при этом
говорить ему Да. В соответствии с этим сексуальность пациента с eiaculatio praecox -это сексуальность,
которая «не принимает во внимание личность» партн¸ра.
При eiaculatio praecox игнорируется личность, или объект страсти, если воспользоваться
психоаналитической терминологией. Тогда как мастурбация не видит цели страсти: мастурбация
означает, по выражению Молля (A. Moll), отказ от контректации. Мастурбирующего интересует только
детумесценция. В этом случае сексуальность лишается всякой интенциональности. Любовь
представляет собой интенциональность в чистом виде. Здесь же речь ид¸т об отказе от какого бы то ни
было отношения одной личности к другой, от отношения Я к Ты. Так с антропологической точки зрения
можно понять «похмелье» post masturbationem.
Выше было сказано, что в случае больного с eiaculatio praecox вопрос заключается в свободе
неудовольствия, в негативном удовольствии. Соответственно этому при нарушении потенции речь ид¸т
о позитивном удовольствии. Однако, как мы и сказали, именно потому, что пациент озабочен
удовольствием, оно от него ускользает. Одним словом, основной принцип пациентов с нарушением
потенции - принцип удовольствия. Однако, он сам себя крушит, сам у себя вста¸т на пути. Наслаждение
относится к тем вещам, которые всегда должны быть следствием и никогда не могут быть целью; к
подобным вещам относится и сон, о котором Дюбуа (Dubois) сказал, что он подобен голубке, которая
улетает именно тогда, когда за ней гонятся. Наслаждение -результат, который не любит, чтобы за
ними «гонялись». Как-то Кьеркегор сказал, что двери, ведущие к счастью, открываются наружу и
захлопываются перед каждым, кто пытается до счастья добраться. Мы можем сказать: охота за счастьем
способна его только спугнуть, борьба за удовольствие - гонит его прочь. В особенности это касается
сексуальных невротиков, которые гоняются за счастьем и охотятся за удовольствием. Борьба за
наслаждение -характерная черта типичной сексуально-невротической реакции. Здесь мы имеем дело с
форсированным намерением получить сексуальное наслаждение и добиться оргазма.
При сексуальных неврозах к форсированной интенции присоединяется форсированная
рефлексия, и обе они играют патогенную роль -как избыток внимания, так и излишек намерения.
Пациент наблюдает за самим собой, не уделяя внимания партнерше, он, вообще, не дарит ей ни грамма
внимания, он не дарит ей самого себя, - и вс¸ это наносит ущерб потенции и оргазму. Речь здесь ид¸т о
гиперрефлексии, как мы е¸ называем.
И вот конкретный случай. Фройляйн С. обратилась к нам по поводу своей фригидности. В
детстве пациентка была изнасилована своим собственным отцом. Интуитивно мы повели себя так,
как будто никакой психосексуальной травмы никогда не было. Мы просто спросили пациентку,
предполагала ли она, что инцест нанес¸т ей вред, и пациентка подтвердила наше предположение, к
тому же она была под влиянием популярной книжки, содержание которой представляло собой
вульгарную интерпретацию психоанализа. «Это должно отомстить», таково было убеждение
пациентки. Одним словом, налицо оказался библиогенный страх ожидания. Тиски страха ожидания
сжимали пациентку всякий раз, когда у них с партн¸ром доходило до интимной близости. Она была
«на страже», е¸ внимание раздваивалось между партн¸ром и самой собою. Вс¸ это должно было
помешать оргазму, ибо в какой мере сексуальному акту уделяется внимание, в той мере человек
становится неспособным отдаваться чувствам, другими словами, внимание фокусируется не на
объекте любви, а на самом половом акте. В случае нашей пациентки библиогенный страх ожидания
способствовал не только форсированию рефлексии, но и более того - он способствовал форсированию
намерения получить сексуальное наслаждение, форсированию стремления к оргазму, ибо пациентка
хотела, наконец, хоть однажды утвердиться в своей женственности и доказать е¸. Иногда говорят о
библиотерапевтическом воздействии, в нашем же случае попытка аутобиблиотерапии привела к
неврозу. В процессе терапии на прицел были взяты, соответственно, форсированная интенция и
форсированная рефлексия. В этом смысле, воспользовавшись процитированным сравнением Дюбуа, мы
пояснили пациентке, что то, что верно для сна в одиночку, не теряет своей актуальности и для сна
вдво¸м. «Именно сон, - сказали мы ей, - и есть счастье любви, к которому Вы так судорожно и
решительно стремились, счастье любви похоже на птичку, которая вспархивает в ту минуту, едва вы
пытаетесь схватить е¸ руками. Не думайте об оргазме, и чем меньше вы будете о н¸м беспокоиться,
тем скорее и раньше он сам собой наладится». Abstinendo obtinere [Abstinendo obtinere (лат.) - отрекаясь,
|