Navigation bar
  Print document Start Previous page
 69 of 115 
Next page End  

получить.]
гласит девиз одного монашеского ордена, и, как бы кощунственно это ни звучало, нельзя
было устоять перед соблазном порекомендовать нашей пациентке следовать этим мудрым словам
даже там, где речь ид¸т о скромном счастье земной любви. Потому я сказал пациентке, что в
настоящее время у меня нет времени серь¸зно заняться лечением и назначил ей встречу через два
месяца. До того момента ей не следовало беспокоиться о своей способности или неспособности
пережить оргазм, так как об этом пойд¸т речь потом, в рамках лечения; она лишь должна во время
интимной близости сосредоточить вс¸ сво¸ внимание на партн¸ре. Дальнейший ход дела подтвердил
мою правоту. Вс¸ произошло, как я и ожидал. Пациентка пришла снова спустя не два месяца, а два дня,
прич¸м уже выздоровевшей. Простого переключения внимания с себя самой, со своей собственной
способности или неспособности к оргазму (то есть дерефлексия) и полной, ничем не скованной
самоотдачи партн¸ру оказалось достаточно, чтобы впервые пережить оргазм.
В дополнение к вышесказанному случаю хочу привести два «мужских» примера.
Один из наших пациентов, обратившийся к нам с жалобами на нарушение потенции, сообщил
следующую подробность анамнеза. Он был в Париже и отправился вместе с товарищами по уч¸бе в
ночной ресторан. И когда они, как зачарованные смотрели на сцену, где выступали обнаж¸нные
танцовщицы, он с горечью обнаружил, что у него это зрелище не вызвало эрекции. Согласно нашему
предположению, выяснилось, что пациент не смотрел на сцену, а был озабочен только своей эрекцией.
Доктор Герман Н., 24 пет, женился три недели назад и оказался импотентом. До брака у него
не было никаких сексуальных контактов с женой. Импровизированные сексуальные акты всегда
удавались. Самый первый интимный контакт вообще не удался. «Я наблюдал тогда только за собой,
как будет с эрекцией - нормально или нет. Потом возбуждение совсем прошло, потому что я наблюдал
за собой».
Патогенез реактивных сексуальных неврозов не в последнюю очередь заключается в том, что
сексуальность превращается всего лишь в средство достижения цели. Это проливает свет не только на
необходимые терапевтические меры, но и на возможности профилактики. Главный вывод из всего
сказанного: чрезвычайно опасно превращать интимную жизнь в учебник по сексуальным техникам.
Сексуальный невротик денатурирует сексуальность, сводя е¸ к средству получения удовольствия.
Тогда как в действительности сексуальность является средством выражения, прич¸м средством
выражения именно любовного стремления. И в той мере, в какой невротик вырывает интимную жизнь
из целостности любовного бытия, в той мере, в какой он разлагает интимную жизнь на составляющие и
изолирует е¸ от всего остального, - именно в такой мере теряет он ту непосредственность, ту
непринужденность, - вс¸ то, что является условием и предпосылкой нормального отправления
сексуальной функции, вс¸ то, к чему стремится сексуальный невротик.
Человеческая сексуальность -
это всегда больше, чем просто сексуальность, потому что она
является выражением любовного стремления. А если не является, то не может быть и полного
сексуального удовлетворения. Маслоу заметил однажды: «Люди, которые не могут любить, никогда не
узнают того сексуального трепета, который знаком тем, кто любить умеет». Даже если не было бы других
причин, мы должны были бы выступить в интересах величайшего из возможных удовольствий за то,
что человеческий потенциал, присущий сексуальности, исчерпывает себя, чтобы воплотиться в
возможность, в любовь, в самое интимное и глубоко личное отношение между людьми.
Сопоставление 20 000 ответов на 101 вопрос, заданный американским журналом «Психология
сегодня» («Psychology Today»), показывает, насколько прав был Маслоу. Из этих ответов следует, что
среди факторов, способствующих достижению максимального уровня потенции и оргазма, самым
важным является «романтичность» (которая сводится к влюбл¸нности, предшествующей любви).
Сексуальность, само собой разумеется, - не изначально человеческое свойство. Она представляет
собой нечто общее для человека и других живых существ. Скорее, можно сказать, что человеческая
сексуальность становится более или менее человеческой, более или менее очеловеченной.
Действительно, сексуальное развитие и созревание проходит ряд последовательных этапов, из которых
выкристаллизовываются три стадии.
Как известно, Фрейд вв¸л различие между объектом страсти и целью страсти. На ступени
неполного созревания человеческая сексуальность преследует только цель страсти, то есть
освобождение от напряжения и возбуждения, независимо от способа, которым это освобождение
Hosted by uCoz