Navigation bar
  Print document Start Previous page
 173 of 181 
Next page End  

Снова хочу подчеркнуть, что это странное отсутствие способности отдать себе отчет в
своем собственном существовании не является исключительной характеристикой
“пациентов” интенсивной психотерапии. Я обнаруживал это в различных группах, которые
вел, — у людей, которые добились успеха в бизнесе, технике, профессиональной карьере;
у людей, которых даже с большой натяжкой никак нельзя назвать невротиками, хиппи или
незрелыми. Я также обнаружил это у своих коллег и друзей, когда мы пересекаем
социальные барьеры и говорим друг с другом на более глубоком уровне. И, разумеется, я
обнаружил это в самом себе.
Конечно, каждый из тех, с кем я работал, потратил огромное количество времени и
эмоций, размышляя о себе. Критическое рассмотрение самого себя может принять форму
напрасного сожаления, агрессивного самообвинения, печальной жалости к себе,
разработки планов и проектов относительно самого себя, принятия решений и подведения
итогов, самонаказания или многих других усилий изменить действия или чувства этого
обманчивого и приносящего одни неприятности Я.
Люди, чей опыт роста прослежен в этой книге, были тоже вовлечены в бесконечные
размышления о своей жизни. Ларри пытался анализировать свои страхи так же
бесстрастно, как какое-нибудь деловое предложение. Дженнифер постоянно проверяла
себя, критикуя почти все, что говорила и делала, пытаясь переделать себя. Фрэнк
проклинал и обвинял все и всех, а внутри себя он вздыхал и сожалел, что не такой, не
зная, каким хотел бы или мог стать. Луиза и Кейт, каждая по-своему, пытались
превратиться в людей, спасающихся от зла, которое им могли причинить другие.
Хол, возможно, в большей степени, чем все остальные, продемонстрировал тщетность
подобных усилий отремонтировать себя в качестве некоего объекта. Умный, образованный
и серьезный, Хол постоянно работал над собой разными способами, но никогда — до
обращения к психотерапии — по-настоящему не оценивал свою жизнь изнутри самого себя
и для самого себя. Он всегда превращал себя в объект, и у него почти не было чувства
своего субъективного центра в контексте собственного существования.
Что же требуется от человека, который хочет быть хозяином своей жизни? Главное —
как можно более полно предоставить и открыть свое сознание заботе о своей жизни,
самому факту того, что ты живешь здесь, в определенном месте, в определенное время.
Большинство из нас, кажется, бездумно полагают, что у нас действительно существует
такое осознание, и мы только иногда позволяем ему быть заслоненным различными
вмешательствами — социальным давлением, попытками усилить наши образы, чувством
вины и т.п. На самом деле такое открытое и свободное осознание чрезвычайно редко, и
только люди, искусные в медитации и некоторых других искусствах созерцания, могут
развить его до значительного уровня.
Что касается меня, я обнаружил, что быть истинно осознающим, сохранять подлинное
осознание своей жизни — задача, которую я могу выполнить лишь частично. Если я
начинаю думать, как мне поступить в той или иной ситуации, я склонен иногда быстренько
оценить обстановку и сказать: “О, черт, я просто не знаю, что делать”. И в этот момент это
действительно так. Как будто я захожу в картотеку, которая находится в моей голове, и
ищу там интересующую меня тему, но нахожу лишь несколько старых засаленных карточек
и с раздражением захлопываю папку. Еще я обычно начинаю заниматься чем-нибудь
другим; или, когда дело по-настоящему серьезное, чувствую себя несчастным. Я могу
говорить, что целый час размышлял о какой-то проблеме, а на самом деле ничего не
делал.
Когда я действительно осознаю нечто важное в своей жизни, процесс совершенно
другой. Во-первых, я на время “погружаюсь” в проблему. Позволяю всем ее сторонам
воздействовать на меня и переживаю тревогу, гнев, напряжение и любые эмоции,
связанные с ней. Но не пытаюсь, если мне удается удержаться, сразу же решить проблему.
Затем, когда процесс уже запущен, я разговариваю с кем-нибудь (или, если это
невозможно, пишу самому себе, но последнее время у меня есть, с кем поговорить). И
единственное, что я делаю во время этого разговора, — говорю все, что приходит мне в
голову относительно дела, которым я занят: что чувствую, как это на меня давит и т.д. И
человек, с которым я разговариваю, просто помогает мне проговорить все это и избегает
критиковать меня, давать советы или вмешиваться.
В этот момент начинает происходить интересная вещь. Когда я открываюсь изнутри так,
что говорю все, что приходит в голову, возникают также многие неожиданные
Hosted by uCoz